Вот характерные высказывания родителей, выступающих против трудовой династийности в своей семье:
– У меня такая профессия, что учить нечему (рабочий Оренбургского тепловозоремонтного завода).
– Сыну передала бы свою профессию, а доведись до дочери, то не пожелала бы ей работать на станке (фрезеровщица с Южуралмашзавода. г. Орск).
– Что им делать, молодым, с этой специальностью в XX веке? (шорник с завода строительных машин, г. Орск).
– Дети должны достичь чего-то большего, чем их родители (механик Оренбургской фабрики пуховых платков).
Анализ показывает, что профессиональная ориентация детей в семьях, и в особенности профессиональная преемственность в рабочих семьях, во многом зависит от условий и характера труда родителей на предприятиях, от социально-экономического престижа этих предприятий, перспективы их развития. Негативная информация об отдельных малопривлекательных профессиях идет к подростку в первую очередь от его родителей или родственников.
Показательно отношение к профессиональной ориентации детей в рабочих семьях-династиях. В рабочих семьях нединастийных (работает на предприятии один член семьи) число выразивших желание стать рабочими – наставниками своих детей равнялось 38,7 процента (от всех опрошенных в этой группе семей). В семьях, в которых трудятся совместно на одном предприятии 2 – 3 человека, этот показатель соответственно равен 42,7 процента. В семьях-династиях с 4 – 5 работающими родственниками – 51,0 процента.
Подобную повышенную готовность многих «династийных» рабочих передать свой профессиональный опыт детям можно объяснить несколькими моментами.
Во-первых, среди членов семей-династий на предприятиях мы встречаем сравнительно большее число работников, удовлетворенных своей профессией, местом работы. Понятным представляется стремление этих родителей передать своим детям интересную и перспективную, на их взгляд, профессию, направить их в тот же цех, порою на то же рабочее место.
Во-вторых, семьи-династии, в особенности старшие члены этих семей, в большей степени ведут оседлый образ жизни, вследствие чего они планируют профессиональную учебу и трудоустройство своих детей по преимуществу в этом же городе.
В-третьих, в семьях-династиях имеют более глубокие и крепкие корни трудовые традиции, отсюда и стремление родителей, старших братьев и сестер личным примером «зажечь» у младших любовь к профессии, уважение к труду, приверженность к определенному трудовому коллективу.
А как же все-таки родители влияют на выбор молодых людей в сфере труда?
Пришло время, начали пробиваться усы, – пойду-ка за советом к родителям?
Очевидно, нет. Любовь к труду, любовь или нелюбовь к конкретной профессии, конкретному заводу формируются всем строем семейной жизни, поведением родителей, их отношением к тем или иным фактам, явлениям. И порою саркастическая улыбка взрослых, вскользь брошенное слово, необдуманный поступок начисто перечеркивают годы родительских сентенций, советов.
К чьему совету прислушиваются молодые? Как мы уже попытались показать, значительная часть родителей в настоящее время занимает четкую позицию относительно профессионального будущего своих детей. С одной стороны, это родители, не возражавшие против продолжения их детьми семейных профессиональных традиций (в нашем опросе таких оказалось 43,7 процента), с другой – та часть отцов и матерей, которые не желают, чтобы их дети шли «по стопам» родителей, а приобретали бы другие, более интересные и перспективные, на их взгляд, профессии и специальности.
Как же реализуют дети планы своих родителей, родственников?
Можно выделить два основных этапа в выборе молодыми людьми своего профессионального и производственного пути. Первый – условно назовем его романтическим. Перед молодыми людьми, заканчивающими школу, в принципе открыты все профессиональные дороги. Можно стать слесарем или рыбаком, швеей или инженером, геологом или космонавтом. Наконец, можно попробовать свои артистические или писательские способности. Не так просто выбрать из тысяч занятий одно.
В г. Златоусте мы опросили 981 подростка в возрасте 14 – 17 лет. Все они стоят на пороге профессионального выбора. Каковы же планы юных? Вот ответы старшеклассников (в процентах от общего числа опрошенных):
Хочу стать
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.