Младший в рабочей династии

Борис Павлов| опубликовано в номере №1307, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чего желают родители своим детям? Конечно же, счастья. А счастье и труд – понятия неразделимые. «Несомненное условие счастья есть труд». Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому.

Каким образом семья может повлиять сегодня на трудовую биографию молодого человека, помочь ему найти свое счастье в труде?

Есть три основные точки приложения воспитательных усилий семьи, родителей. Во-первых, воспитание в младших членах семьи трудолюбия, навыков самообслуживания, чувства и сознания необходимости труда, уважения к нему, уважения к людям труда. Во-вторых, помощь в выборе профессии и социально-классового статуса. И, в-третьих, выбор места приложения труда.

Каковы в настоящее время объективные возможности семьи в профессиональной ориентации детей? Сведения о различных профессиях старшие члены семьи, как правило, получают непосредственно из практики. Помимо своей специальности, работник знает в той или иной мере условия и содержание труда товарищей, работающих в том же цехе, на том же заводе по другим профессиям и специальностям. Итого: несколько десятков, может, сотен профессий, специальностей. А сколько их вообще? Всесоюзная перепись населения 1979 года зафиксировала их около 40 тысяч.

Таким образом, за пределами круга знаний родителей остается подавляющая часть сведений о тысячах и тысячах различных других профессий и специальностей, с которыми им не пришлось непосредственно встретиться.

Прежде всего выясним позицию родителей по отношению к своей профессии. В анкете, которую заполнили 2164 трудящихся оренбургских предприятий (из них около 90 процентов рабочие), стоял вопрос: «Если бы Вам предоставилась возможность вновь начать свой трудовой путь, выбрали бы Вы вновь эту же профессию (специальность)?» Большая часть родителей ответили, что удовлетворены своим профессиональным выбором в начале трудового пути. Но одно дело – быть удовлетворенным своим трудовым путем, иное дело – дети. Поэтому задавался и другой вопрос: «Как Вы считаете, желательно ли, чтобы сыновья или дочери шли «по стопам отцов», наследовали их профессии, специальности?»

Прежде чем привести полученные нами данные, сделаем некоторое пояснение. Этот вопрос каждому работнику, с кем мы вели беседу, задавался в несколько абстрагированном плане. Нас интересовало их мнение не как отцов (по отношению к своим детям), а как людей, рассуждающих об этой проблеме как бы «со стороны». Вот какие мы получили ответы (в процентах от общего числа опрошенных – 645 человек):

В профессиональном плане детям желательно идти «по стопам отцов»……………...46,8

Преемственность профессии в семье необязательна......................................................46,1

Не ответили на вопрос.......................................................................................................7,1

Почти половина опрошенных родителей считают, что наиболее перспективным вариантом для молодых людей является выбор ими профессионального пути, уже «построенного» их родителями.

Положительные моменты такого решения проблемы профориентации в семье очевидны, особенно в случае, когда отцы и матери выступают непосредственно в роли рабочих-учителей, наставников своих детей. Передача профессионального опыта «из рук отца в руки сына» происходит и в более сжатые сроки и более качественно по ряду причин.

Во-первых, родители в силу родственных чувств, в силу ответственности перед семьей заинтересованы в скорейшем обучении сына или дочери.

Во-вторых, отец или мать, как правило, пользуются у своих детей большим авторитетом, чем незнакомые («чужие») рабочие-наставники. Отсутствие первоначального (подготовительного, адаптивного) периода, который необходим в случае сотрудничества двух ранее незнакомых людей (учителя и ученика, шефа и подшефного), и соответственно периода «наращивания авторитета» учителя в глазах ученика, естественно, сокращает период обучения.

В-третьих, знание своего сына или дочери (его характера, привычек, способностей и т.д.) позволяет отцу-учителю более точно подбирать «педагогические ключики» к своему ученику, более эффективно строить процесс обучения и воспитания. Необходимо учитывать, что часто профессиональная биография «отцов» (если она «удачная», с точки зрения «сыновей») служит своего рода маяком для их детей, следующих этим путем. Кроме того, достижения отца или матери, других близких родственников не кажутся подростку чем-то недоступным. Помощь, поддержка, профессиональные консультации старших родных вселяют в молодых уверенность в успешном освоении профессий, реальную надежду на «подстраховку» в случае возможных ошибок, неудач. Характерно, что 43,7 процента участников наших интервью не возражали бы, если бы сын или дочь стали их учениками (в настоящем или будущем) на предприятии, где они трудятся.

Приведем высказывания некоторых родителей, желающих видеть в своих детях воспреемников по труду:

– Сын должен наследовать мою специальность чтобы она не «пропала» (столяр с Оренбургского тепловозоремонтного завода).

– Самой интересно работать и хочется научить сына или дочь своему делу (сортировщица с Орского мясокомбината).

– Работа у меня интересная, разнообразная. Применяю современные методы. Почему бы не пожелать такой работы сыну своему? (слесарь с Южуралмашзавода, г. Орск).

Нельзя забывать и о другой половине семей (46.1 процента), в которых, судя по ответам опрошенных нами рабочих, родители не настроены на передачу детям своей профессии. Планируемый отход детей от профессионального пути родителей обусловлен тремя мотивами. Первый. Отцы и матери право выбора профессии, места работы полностью предоставляют самим юношам и девушкам. Второй. Не удовлетворенные собственной профессией и условиями труда, родители выступают (явно или неявно) против повторения детьми их трудового пути. И, наконец, третий. Родители, сами будучи рабочими, стремятся дать среднее специальное или высшее образование и тем самым перевести детей в социальный слой интеллигенции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены