Младший в рабочей династии

Борис Павлов| опубликовано в номере №1307, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

В рабочих семьях-династиях младшие члены семьи чаще выбирают профессии или специальности, по которым трудится кто-либо из родственников. Анализ родословных 265 семей оренбургских рабочих показал, например, что есть семьи, в которых имеется по нескольку специалистов одной профессии. Из семи членов династии Гоголевых с оренбургской швейной фабрики 6 человек – швеи, в династии Трубниковых с этой же фабрики – 3 механика и 2 швеи. В династии Горюновых с комбината Южуралникель (г. Орск) – 3 электромонтера. В этих случаях освоение детьми профессии отцов, старших родственников во многом – следствие желания следовать семейной традиции. Профессиональный опыт одного из родственников, если он оказался удачным, служит своего рода «пробным камнем», образцом для подражания другим членам семейного коллектива.

Выбор профессии, занятия во многом связан с выбором места приложения труда. Для многих молодых людей решение вопроса «Где работать?» зачастую важнее вопроса «Кем работать?». Социально-экономическая привлекательность специальности во многом определяется теми условиями, в которых предстоит работать молодому человеку, набором тех социальных благ, которые он получит за свой труд. Токарем можно работать в светлых, чистых цехах современного предприятия, имеющего свои спортивные сооружения, базы отдыха, предоставляющего своим работникам жилье, транспорт, возможность устроить ребенка в ясли, детский сад... А можно токарить в какой-нибудь полутемной, старой мастерской мелкого предприятия, на котором «туго» решаются социально-бытовые проблемы.

В какой мере здесь следуют молодые люди советам родителей? Исследования показывают, что в целом примерно каждый четвертый-третий молодой рабочий выбирает трудовой коллектив (в котором предстоит начать свою рабочую биографию) по совету отцов, матерей, близких родственников. Но если анализировать различные группы семей, например, отличающиеся степенью династийности, то мы фиксируем различную степень влияния семейного коллектива. Среди «нединастийных» молодых рабочих (то есть рабочих, не имеющих на этом же предприятии родственников) лишь 13,4 процента опрошенных ответили, что выбрали предприятие по совету родителей, родственников. Среди их молодых «династийных» товарищей по труду число внявших совету близких составило 60,9 процента.

Объективной основой влияния семьи-династии на своих молодых членов служит повышенная социальная сплоченность семейных коллективов, общесемейная солидарность в оценке социально значимых явлений. Не может не оказывать положительного влияния на молодое поколение и патриотическая «привязанность», приверженность старших членов семей к одному предприятию, к одному производственному коллективу. Наглядный пример добросовестного отношения старших в семье к труду, к своим рабочим обязанностям, понимания своего долга перед товарищами по цеху, бригаде, постоянной духовной причастности к общим делам коллектива определенным образом «заражает» воспитывающихся в этой атмосфере юношей и девушек желанием приобщиться к делам старших членов семьи.

Если подвести краткий итог, то мы сегодня в трудовых коллективах встречаем две группы молодых рабочих. Первая, более многочисленная, – те молодые люди, которые «изменили» профессии отцов, выбрали из тысяч разных занятий свое собственное. Из сотен, тысяч трудовых коллективов выбрали один, также не по совету родителей, семьи, а по собственному вкусу. Вторая группа – это юноши и девушки, идущие по профессиональным тропам своих отцов, матерей, родственников. Они работают с ними «локоть к локтю» на одних предприятиях, в одних цехах, порою рядом на станках, в одних бригадах. Что лучше, а что хуже? Какой трудовой старт наиболее предпочтителен?

А с каких позиций расценивать «что такое хорошо?» и «что такое плохо?» – спросит читатель. С позиций молодого человека? А может, исходя из интересов его родителей или семьи в целом? А ведь еще следует учитывать интересы предприятия или города, испытывающего дефицит кадров?

Искать ответ на эти непростые вопросы нужно прежде всего с позиций общественных интересов. Именно они в конечном итоге обеспечивают реализацию более частных интересов.

Трудовой старт

В чем заинтересовано общество? Общество, строящее коммунизм и начертавшее на своем знамени цель: гармоническое развитие личности – кровно заинтересовано в постоянном развитии производительных сил, последнее возможно лишь при условии проявления и рационального использования наклонностей, способностей, дарований всех молодых людей, вступающих в трудовую жизнь. Социалистическому обществу небезразлично, проявится или останется нереализованным у того или иного юноши или девушки природный талант художника, медсестры, токаря, летчика, ткачихи, сталевара, учителя и т.д.

В принципе каждый молодой человек вправе многозначно решать свою дальнейшую судьбу, касается ли это выбора профессии, выбора предприятия, города, района страны, где бы он желал жить и трудиться.

Социализм обусловил широкую социальную подвижность вступающим в самостоятельную жизнь молодым поколениям людей. Этому способствуют бесплатное профессиональное обучение, обеспечение молодежи при необходимости общественным жилищем и коммунально-бытовыми услугами по месту учебы и работы практически в каждом городе. Сегодня молодой человек может найти себе работу в любом населенном пункте и в первую очередь по основным рабочим профессиям.

Советское законодательство о семье и браке, весь социалистический образ жизни положили конец и существующей веками социально-экономической зависимости взрослых детей от своих родителей. Молодой человек, достигший совершеннолетия, вправе по своему усмотрению распоряжаться своей судьбой, реализовать свои мечты, стремления, жизненные планы. Вот почему значительная часть юношей и девушек сразу после окончания учебы в общеобразовательной школе расстается со своими родителями, уезжает в другие населенные пункты для продолжения учебы в выбранном ими училище, техникуме, вузе, для поступления на работу на какое-либо предприятие, стройку.

Но это одна сторона проблемы – потребности личности. Они, очевидно, должны гармонически сочетаться с потребностями общества. Это сочетание наглядно определяется статьей 40 Конституции СССР: «Граждане СССР имеют право на труд, – то есть получение гарантированной работы с оплатой труда.., включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей».

Общий социально-экономический смысл этой статьи можно условно вместить в три слова: ХОЧУ, МОГУ, НАДО. Наши желания мы должны соизмерять с нашими способностями и умениями. И все это должно согласовываться с общественными потребностями.

Если бы провести опрос среди выпускников школ и выяснить их желание, скажем, стать шофером или киноактером, дипломатом, летчиком-испытателем, то результат можно предсказать заранее: он будет не в пользу шоферов. А каковы общественные потребности? У нас в стране трудится несколько миллионов шоферов; актеров, дипломатов – всего несколько тысяч человек. Не многие, наверно, отказались бы работать в Одессе, Киеве, Ленинграде... Но есть сотни, тысячи других городов, населенных пунктов, где требуются умелые, трудолюбивые рабочие руки, смекалистые головы.

Да, обществу надо, чтобы молодые люди по призыву комсомола прощались с родными и ехали осваивать новые земли, строить и обживать новые города. Да, общество заинтересовано в том, чтобы знания юношей и девушек, их склонности, устремления реализовывались с большей полнотой в другом городе, на другом предприятии. Пусть даже это связано с отъездом из родных краев, из отчего дома.

Да, общество поощряет и будет поощрять молодых людей на освоение новых профессий, специальностей, новых производств, на роль пионеров в научно-техническом прогрессе. А это «автоматически» означает «измену» профессиональным традициям отцов, дедов.

Но общество заинтересовано и в другом: бережно передать молодым поколениям опыт старших поколений, опыт трудовой, профессиональный, нравственный. Рабочая семья является одним из важных факторов такой преемственности.

В общей массе советских трудовых семей рабочие семьи-династии сегодня составляют не столь значительную часть. В Свердловской области, например, около миллиона семей трудящихся, а семей-династий насчитывается немногим более 20 тысяч. Но здесь важно другое: важен тот эффект, который мы имеем при сотрудничестве родственников в сфере труда, на производстве. В воспитательной деятельности семей-династий зримо проявляются элементы комплексного подхода к формированию мировоззрения и характера молодого человека, выражающиеся в преемственности воспитательного процесса – отцы и матери, родственники буквально от пеленок и до вступления в ряды рабочего класса «ведут» сына или дочь по ступеням социальной зрелости, в органическом соединении общественных, коллективных и личных (семейных) интересов – кровнородственная заинтересованность рабочих-учителей в детях-учениках словно катализатор ускоряет, улучшает процесс приобщения детей к общественному производству. В способности рабочей семьи-династии осуществлять контроль за младшими ее членами и оказывать помощь не только в сфере производства, но и вовне его. Рабочий-подросток находится в единой системе обучения и воспитания общества, коллектива и семьи.

Чьи интересы здесь удовлетворяются прежде всего? Семьи? Да. Хорошо воспитанный, трудолюбивый сын или дочь – радость родителей. В этом же кроется и общественный интерес. А как же интересы самого молодого человека? Не ущемляются ли они? Не сковывается ли его свобода?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены