Он понимал, что без материи не может быть явления, что именно материя действует на наши послушные чувства, что «не может быть голоса там, где нет движения и удара воздуха, не может быть удара там, где нет органа, а бестелесный орган невозможен». Это были зачатки стихийного материализма, неизбежного в огромном ученом, ибо каждый его опыт опрокидывал утлое суденышко идеализма. В своем отрицании обожествленной души он застрял на полпути между этой самой душою и материей. «Чувства, - говорил он, - приносят душе все, а она им ничего». Это был шаг от души к материи. В этой гениальной путанице он отказывается признать душу за первооснову человека, самое ее существование он недвусмысленно берет под сомнение. Он неизменно оставался врагом научных суеверий, мошенничеств магии, жульничеств алхимии, он был осторожным отрицателем лжечудес и лжепророчеств бога.
В другом месте он говорит: «Ты, о боже, продаешь нам все блага за цену труда». Как мало бога в этой задушевной беседе с самим богом! Тут не ирония, тут здравый подход человека эпохи первоначального капиталистического накопления, когда все начало покупаться и продаваться, когда сам бог был переведен на хозрасчет. Но мы находим здесь глубочайшую мысль, огромную по отваге для своей эпохи, о труде как созидателе всей культуры и экономической первооснове людского общества.
Христианнейший вздор о всеобщем мирном сосуществовании человека он умертвляет своим наречением, что «мы живем за счет смерти других». Разве здесь не скрыто плодоносное зерно утверждений о борьбе за существование, о капиталистической конкуренции, об истреблении одних во имя блага других!
Он исписал многие сотни страниц, они дошли до нас нетленными. На них - сияющий простор высочайших истин. Он засекречивал их от внешнего мира, его заставляли работать в научном подполье. Когда ему было 32 года, в самую цветущую пору его жизни, папа Иннокентий VIII издал буллу о преследовании ведьм и колдунов. А оголтелое церковное мракобесие, узнав его сокровенные помыслы, несомненно сочло бы его колдуном, состоявшим о заговоре с дьявольскими силами. И лишь в XIX веке его загнанные на бумагу дальнобойные мысли были возвращены человечеству.
При жизни он был окружен безграничной требовательностью своих хозяев и завистливыми подозрениями их челяди. Его работодатели разменивали его величайший гений на свои мельчайшие прихоти. Их вельможные слуги упрямо травили его как безумствующего чудака, юродствующего лунатика, бредового искателя химер.
Он имел много врагов и мало друзей. И он умер на чужбине, во Франции, в захудалом замке Клу, сочтенный своими соотечественниками за изменника, усталый, разочарованный и одинокий. И если его не забыли, то только потому, что его нельзя было забыть...
С того времени миновало четыре века в истории земли. Сейчас в боях знамя власти захватил новый класс, чтобы, не выпуская из рук, донести его до бесклассовых вершин. От прежнего, иного он наследует и берет все, что не прогнило и нетленно. В своем огромном сердце пролетариат усыновляет Леонардо да - Винчи, оставшегося одиноким в дебрях своего класса, могучего ученого, мощного практика, вещего правдовосхитителя грядущих научных побед, великого поборника прекрасной человеческой жизни, освобожденной от мутной скверны всяческой мистики и смрадного чернокнижья...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.