Леонардо да-Винчи

Як Черняк| опубликовано в номере №251, ноябрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Леонардо отрицательно покачал головой.

- Нет, Андреа, - со вздохом сказал он, зарисовывая парение кречета в своей памятной книжке, - не здесь должен искать отважный человек путь в воздух. Зачем изыскивать другое начало, когда самое крыло птицы летает? Удары крыльев о воздух поддерживают тяжелого орла в самом редком и высоком воздухе. Воздух, движущийся над морем, надувает паруса и гонит тяжело груженые корабли. Из этих доказательств ты можешь познать, что человек с большими крыльями, оказывая силу на сопротивляющийся воздух, победит его и, покинув землю, подымется вверх.

- А если крыло сломается? - в ужасе воскликнул Салаино.

- Тогда человек спокойно спустится вниз, привязанный к огромному квадратному куску холста, который, опираясь на воздух, бережно донесет его до земли... Пойдем, Андреа, меня вызвал герцог. Мне предстоит обсудить с ним подробности торжеств, - он готовит их в честь прибывающего в Милан французского короля...

В мастерской певуче звучали лютни. Разноцветные шуты корчились на полу, изображая предельное веселье. Говорливый круг гостей замыкал неподвижную, как изваяние, флорентийскую красавицу нону Ливу Джиоконду и мастера Леонардо да - Винчи. Держа кисть в левой руке, он легчайше прикасался ею к полотну. В правой была палитра, сверкавшая, как павлиний хвост.

- Вы устали, мадонна? - учтиво спросил художник.

Она сказала покорно:

- Вы пишете меня, мессер Леонардо, вот уже четыре года. Моя улыбка, которую вы жаждете запечатлеть, стала для меня привычной. Но вы все недовольны ею, все ищете ее новых оттенков, все нового смысла. Чего же вы ищете, дивный мастер?

Леонардо ответил устало:

- Вот уже четыре года я ищу вашу улыбку, мадонна. Я утратил надежду когда - либо закончить ваш портрет. Мои приятные гости своей остроумной беседой призваны поддерживать вашу лучезарную веселость. Но их силы, как и старания этих искусных музыкантов, этих умелых шутов, явно недостаточны. Четыре года я ищу вашу улыбку, мадонна...

Географический чертеж его долгого пути непри - хотлив. Линия жизни Леонардо да - Винчи началась в 1452 г. во Флоренции. Спустя 30 лет она устремилась на север - в Милан. Застопорившись здесь на два десятилетия, она вновь возвращается во Флоренцию, чтобы начать метаться между обоими городами. За четыре года до смерти он покинул родину. Он побывал в Риме, Павии, Болонье. В декабре 1515 г. Леонардо в последний раз мельком увидал Милан. Спустя месяц он впервые оторвался от итальянской земли и вступил на почву Франции.

Его встреча со смертью состоялась два года спустя, под Амбуазом, в замке Клу. Ему было 67 лет...

Тонким скальпелем Леонардо да - Винчи насек кожу на шее и начал бережно отделять ее от подкожной клетчатки. Перед ним, распластавшись, лежал труп.

Ученики - Марко д'Оджионе и Джиованнио Бельтраффио - в молчаливом ужасе маячили в углу. Леонардо поглядел на них с укоризненной печалью, хилый свет свечи снизу обрамлял его лицо.

- Художники, - сказал он, - прежде всего изучайте науки! Ведь человек - это модель мира. Около 30 трупов рассек я, стремясь исчислить силу и крепость мышц. Я рассек бы их сто, не будь я стесняем временем.

За окном возникало утро. Леонардо крепким нажимом вскрыл грудь и извлек фиолетовый мешок сердца.

- Вот оно, - сказал он восторженно, - этот могущественнейший из мускулов, разносящий кровь по всему телу. И в людском движении - причина всякой жизни.

Кропотливыми движениями он начал препарировать сердце. Раздался язвительный голос Марко:

- Все это замечательно, учитель, но палач требует денег за доставленные трупы, иначе он грозит доносом в инквизицию. За такое дело, надо думать, святые отцы по головке не погладят...

- Пусть доносит, - брезгливо сказал Леонардо, - так или иначе я вынужден прекратить эти полезные занятия. Пана крайне недоволен моими анатомическими исследованиями. По его мнению, они противоречат воле бога. Что же, папе лучше известны пресвятые вкусы. Но ведь, чтобы понимать, надо знать!...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены