Борис стал подробно и внимательно объяснять дело. Клара Андреевна слушала с нарочитым спокойствием, кивая изредка головой. Когда Борис кончил, она повторила:
- Ты просто не хочешь. Теперь я вижу, как ты любишь свою мать. Хорошо, - продолжала она, - мне ничего от тебя не нужно. Но Жилкиным ты уж достаточно обязан. Для них ты все должен сделать. Гриша сослан, потому что меньшевик. Но ведь он революционер.
- Это не в моей власти, - угрюмо отвей Борис.
Клара Андреевна принялась искать пенсне. Но, вспомнив, что пенсне нету, прекратила напрасные поиски. Она не находила слов: она была потрясена жестокосердием сына.
- Боренька, - заговорила она, наконец -Господи, во что ты без меня превратился!
Она заплакала.
- Но это не в моей власти, - повторил Борис. - Пойми же...
Но было явно, что Клара Андреевна никак не могла согласиться на мотивы, которые предполагал выставить Борис, и он замолк.
- Брат на брата! - восклицала трагически Клара Андреевна. - Господи, хоть бы умереть. Ведь это - Гриша, твой ближайший друг!
Борис, чтобы прекратить разговор об этой, сказал:
- Оставь мне записку, я сделаю, что могу.
- Нет. Родной сын не хочет - чужие люди помогут. Я сама поговорю с Клешневым.
Мать дышала, устраиваясь удобнее и глубже на кровати. Наконец, успокоилась, прислонившись к стене. Предстоящая сцена с Клешневым после утренних намеков его была как нельзя более некстати. Но предотвратить ее было невозможно.
Позже Клара Андреевна, заслышав шаги Клешнева, засуетилась, поднялась с кровати, оправляя юбку и кофту, и пошла из комнаты. Борис двинулся вслед за ней.
- Здравствуйте, - сказала Клара Андреем.
Клешнев вежливо взглянул на нее и молча пожал руку.
- Мне Боренька посоветовал обратиться к вам, - начала она.
Этого Борис никак не ожидал. Он дернул удивленно головой, но Клара Андреевна уничтожающе взглянула на него и продолжала:
- Я хочу вас поблагодарить за Борю, за все, что вы для него сделали. Я думаю, что вам-то, по крайней мере, он отплачивает любовью за вашу доброту и заботы.
Борис отвернулся и глядел в окно, терпеливо поджидая неизбежный конец всей этой сцены.
В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом Иваном Анненковым и француженкой Полиной Гебль, иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19