Деревенская молодежь тянется в город, рвется безудержно. Но разве город может вместить в себя деревню? Никогда прежде деревня не стремилась к знанию так, как стремится теперь. Скажут, деревня стала более сознательной. Это верно. Но не одна сознательность толкает на поиски знания. Тяжелое положение рано или поздно заставляет искать выхода. Отцы говорят:
- Мы крестьянами родились, крестьянами и умрем, а детей охота освободить от проклятой крестьянской «должности»...
Чтобы освободиться от «должности» крестьянина, родители согласны определить своих детей в любую школу:
- Пусть дети будут кем угодно: учителями, фельдшерами, артистами (а это уж последнее дело), только не крестьянами.
Конечно, этими словами заставляет говорить отсталая техника крестьянского хозяйства, избыточные пока рабочие руки в деревне.
Количество заявлений в сельские школы II ступени в 5 - б раз превышает наличие свободных мест. Стремление крестьян к просвещению должно радовать всякого. Это хорошо. А что плохо? - Плохо то, что деревенские парни и девицы, окончившие вторую ступень, в настоящее время, самые несчастные люди. Получив образование, они (в первую очередь, девицы) изменяют покрой своего платья, ботинок, форму прически. Они заботятся о том, чтобы не истощался запас косметических снадобий, они считают себя в праве не заниматься крестьянской работой, не пылиться на гумне, вечерами долго гулять, днем спать «по благородному» до двенадцати часов.
Родители перед ними ходят на цыпочках. Необразованные сверстники боятся с ними водиться.
- Где уж нам с «калитурными» якшаться!
Выходит так, что «культурность», «образованность» прививаются с ее внешней стороны, с городским пошибом. Окончивший II ступень не становится пригоднее в хозяйстве, нужнее деревне, наоборот, делается как бы чужим ей. Его «кое-какие» знания остаются висеть в воздухе, предрасполагая к неудовлетворенности.
Длительно ли это?
Пожалуй, так будет, покуда мы не завершим первого этапа индустриализации страны. Покуда вся деревня не почувствует окрепшую помощь города. Тогда, несомненно, наступит перелом и подъем и в отставших слоях деревни. Деревня освободится от необходимости болезненно штопать дыры по хозяйству. Машина, завоевывающая деревню, поглотит ее живую силу, принесет ей новое отношение к своей жизни. Тогда не будет места оторванной «образованности», - каждый клочок знания найдет себе полезное применение. Деревенская молодежь отболеет этой болезнью ложной культуры...
А пока изнывают «образованные» от деревенской скуки. Тоска смертная глядеть на них.
Идут образованные девки и парни гулять на дамбу, дырявится шоссе от каблуков праздношатающихся. Так и говорят мужики и бабы:
- Вон каменотесы на разгул пошли, последние камни на шоссе каблуками обтесывать.
Обтесывание камней с полгоря. Вторая стадия бездействия - пьянство, скандал, драки.
Стычки «образованных» с «неотесанными» - обычные деревенские картинки...
Волна клубной работы, культпросветов, драмкружков, как это было в 1919 - 20 гг., как-то схлынула сейчас в деревне. Читальни... Не везде имеются читальни, а если и дразнят вывеской, то внутри-то просветительного здания зачастую нет ничего, кроме двух-трех истрепанных брошюр о коровах, овцах и многопольях... Всем не заткнешь рот пятикопеечными брошюрами по сельскому хозяйству.
- Прежде были романы про путешествия, про любовь, а теперь только про овец, про лошадей да коров. Читать нечего. Деревенскому парню и девушке хочется знать не только о коровах и овцах... А об этом часто забывают... Молодежи нечем заняться. Она идет на улицу и там начинает дебоширить, хулиганить.
Пришлось мне недавно побывать на большом учительском собрании. С благой целью были созваны учителя: поставлен был доклад о международном положении. Благодарная задача была поручена молодому человеку. В пять часов вечера уселись учителя (первой и второй ступени) на скамейки, а докладчик, опустив голову вниз, зашагал из угла в угол сцены, усыпляя монотонностью собравшихся. Но спать как-никак неудобно. Учителя напрягали внимание. Докладчик шагал. С пяти часов до шести, потом до семи... до восьми...
«Мы коснулись положения в Англии и Франции, теперь заглянем, что творится в Италии, а в заключение поподробнее остановимся на Китае»...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19