Коричневый паноптикум

Вальтер Хазенклевер| опубликовано в номере №1305, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Конечно, не на роль диктатора, – ответил мне мой знакомый. – На эту роль он попросту не тянет. В известном фильме Чарли Чаплина «Диктатор» можно найти одну-две сцены, пародирующие Гитлера как диктатора, все остальные сами по себе смешные и очень удачные сцены пародируют действия парикмахера, похожего по внешности на диктатора».

На какие-нибудь другие «видные» роли Гитлер тоже не годился никак. И вдруг мой приятель радостно объявил:

«Все, теперь я знаю, на какую роль его поставить... Он незаменимый тип для брачного афериста, у которого претензия на гонорар не превышает пятисот марок. Да, именно не выше пятисот марок. Потому что после этой суммы идут другие типажи.

Для роли дешевого брачного афериста у Гитлера есть все, – продолжал мой знакомый. – Маленькие, холеные усики, из-за которых он сделается записным идолом у служанок и белошвеек, челка с намеком на богемную, четко расчесанный пробор на правой стороне, взгляд – упрямый и нахальный, производящий впечатление мужественности.

Своим жертвам он никогда не произносит слова любви. Но зато обещает жениться. Требует от них денег. До нежностей он не снисходит. Но его жертвы ужасно в него влюблены. Они считают его очаровашкой. Они только и делают, что думают о нем.

Но вот настает момент, когда его жертва должна отдать ему свои деньги, и тут у нее вырывается:

– Но Адольф, Адольф!.. Ведь правда, Адольф, – ты ведь меня ни за что, ни за что не обманешь?..

У Адольфа раздуваются ноздри, и голосом, прерывающимся от благородного негодования, он кричит фистулой:

– Ты мне не веришь?!.

Бедная жертва всплескивает руками и в мгновенном раскаянии восклицает:

– Верю, о, верю, Адольф, я так верю тебе! И буду верить тебе всю свою жизнь!

После этого она отдает ему его пятьсот марок. На следующий день он исчезает. Обманутая девица бросается в слезы и при этом вспоминает про обещание жениться и еще про какие-то пятьсот марок...»

Когда речь заходила о том, чтобы уничтожать, топить в крови множество людей, рас, народов и даже весь мир, фантазия Гитлера не знала границ. Громкие, устрашающие фразы типа: «Если должен погибнуть я, пусть вместе со мной погибает весь мир!» или: «Если народ Германии проиграет эту войну, это значит, что он оказался недостойным меня!» – такие фразы доказывали, что ему не было никакого дела ни до народа Германии, ни до всего мира – коль скоро Германия и мир не были в состоянии соответствовать его «победному началу». Если бы ему – мысль сама по себе ужасная! – дать в руки атомную бомбу, он за минуту до собственной смерти уничтожил бы человечество.

Он был ничтожен. Негодяй, который за динамикой действий хотел скрыть собственное невежество.

Разговоры, которые ходили о нем, не свидетельствовали о каком-то серьезном уме. Особенно словоохотливым он становился тогда, когда принимался обрисовывать способы уничтожения отдельных людей или людских масс независимо от того, шла ли речь о других народах, других расах или о народе Германии. Например, один из военных руководителей обратил внимание Гитлера на то, что бомбоубежища в стране рассчитаны лишь на один, самое большее, на два процента населения и может случиться, что народ когда-нибудь возмутится или, хуже того, поднимет восстание. Гитлер хладнокровно ответил на это:

«Тогда я подниму дивизию СС и прикажу расстрелять всю эту банду».

О немцах он и в самом деле был весьма невысокого мнения, особенно после того, как они начали проигрывать «его» войну.

Как и все прочие, он тоже был посредственностью. Но те качества, которые составляют суть посредственности, были раздуты в нем до гигантских размеров и огрублены.

Он был «гением» посредственности.

Национал-социализм как идея ни на один день не пережил своего правительства. В связи с этим, казалось бы, можно понять утверждения «коричневых негодяев» о том, что, по сути, они в общем-то и не были нацистами: национал-социализм как идея потерял для них всякий смысл, и они даже не могли дать определенного ответа на вопрос, что же их, собственно, в национал-социализме привлекало. Ну разве что блеск этой поначалу столь затейливо организованной суеты празднеств и парадов...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Линда

Роман

Зрелый возраст «второй сцены»

С народный артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР Олегом Табаковым беседует специальный корреспондент «Смены» Светлана Ярославцева