...Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование.
В. И. Ленин
Перед вами, читатель, второй блок материалов нашей новой рубрики «Первичная организация: слово и дело». И разговор в них пойдет о комсорге. Кто же он, этот человек, которого комсомольцы избрали своим вожаком? Каким должен быть? «И сейчас, много лет спустя, я с невольным волнением вспоминаю своего первого комсомольского вожака Ивана Мацуя – горячего патриота, простого, хорошего человека. Все мы, комсомольцы техникума, были ему многим обязаны. Л я, быть может, больше других». Эти слова принадлежат трижды Герою Советского Союза Ивану Кожедубу.
Трудно переоценить влияние личности комсорга на дела первичной. На него, лидера, равняются рядовые комсомольцы, с него берут пример. Именно поэтому комсорг не имеет права быть «середнячком» ни в работе, ни в учебе. Быть первым, вести комсомольскую массу за собой – вот главное его право. Оно не дается вместе с должностью. Оно утверждается поступками. Интересными, полезными делами.
В преддверии важнейшего события в жизни нашего Союза – XIX съезда ВЛКСМ – в первичных организациях проходят отчеты и выборы. На комсомольскую работу приходят тысячи и тысячи молодых людей, для которых работа комсорга становится первой школой управления общественными делами. Как им стать настоящими вожаками молодежных коллективов? Как лучше осваивать науку комсомольского управления? Как избежать возможных ошибок? Надеемся, что материалы этого блока помогут ответить на эти вопросы.
Секретаря комсомольской организации цеха № 31 завода «Кузбассрадио» Олега Ивлева исключили из комсомола. В постановлении бюро комитета ВЛКСМ причина этого печального события формулировалась так: «За грубое нарушение Устава ВЛКСМ, за систематические прогулы, за развал работы...» Начало же этой истории было таким. Комсоргу 31-го цеха Валерию Учаеву неожиданно предложили перейти на должность мастера. Требовалось срочно найти себе замену, и Валерий остановился на кандидатуре Олега Ивлева.
– Я считал его наиболее подходящим из членов бюро, кто согласился бы заменить меня, – говорит Учаев. – Нравился мне этот парень. Интеллектуально развит, на гитаре играет, общителен. Да и возраст подходящий...
И все? Только это и послужило основанием для того, чтобы поставить человека во главе организации, насчитывающей 160 комсомольцев?
– Я думал, смогу помогать ему в работе, хотя бы в первое время, но мне достался такой напряженный участок, что не отвлечешься и на час, – пытается объяснить Валерий. – К тому же надеялся, что заводской комитет не оставит Олега без внимания и поддержки, а вышло вон как...
Примечательно, что в самом цехе существуют разные мнения, справедливо ли Ивлева исключили из комсомола.
– Справедливо, – бросает токарь Виктор Власенко. – Какой из Ивлева комсорг? У него главного не было – авторитета. Ну, а когда голосовали, думали: начальство так решило, ему видней...
– А я бы голосовал против исключения, – признался бригадир одной из лучших на заводе комсомольско-молодежных бригад Владимир Нестерюк. – Не один он виноват в том, что комсомольская работа в цехе заглохла. У нас для того, чтобы хорошим специалистом стать, не один год нужен. А вот комсоргом, считают, может быть кто угодно. Ведь знали же, что у Ивлева стаж комсомольской работы небольшой, а все-таки выдвигали...
Олега Ивлева я встретила на теперешнем его рабочем месте, у станка. После смены нам удалось поговорить. Я спросила Олега о нынешней работе, и он ответил, что по крайней мере теперь идет на завод без робости. Не то, что раньше... «Раньше» – это месяцы, когда он был комсоргом. Каким комсоргом, Ивлев сам рассказал.
Свою беспомощность в новой должности он почувствовал уже в первые недели.
– Володя Нестерюк как-то ко мне обратился: «Комсорг, твоя помощь нужна». И стал о новых расценках говорить, а я понятия не имею, чем могу помочь, потому что не сталкивался раньше с такими вопросами. Стыдно признаться, но даже сбор членских взносов был для меня проблемой: как получка, бегаю за каждым комсомольцем по цеху.
Еще хуже стало у него на душе после первого комсомольского собрания.
– Объявление повесил задолго до собрания, каждый его читал. А кончилась смена – все по домам. Я за руку тащу одного, второго, третьего, да разве мыслимо всех удержать? Какая после этого могла быть работа? Да и что это за секретарь, которому на собрание комсомольцев не собрать?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С народный артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР Олегом Табаковым беседует специальный корреспондент «Смены» Светлана Ярославцева