Коричневый паноптикум

Вальтер Хазенклевер| опубликовано в номере №1305, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Далее.

В тот день, когда Англия объявила войну Германии, Геринг предложил Гитлеру нанести удар по британскому флоту всеми наличествующими силами люфтваффе, то есть поднять в воздух все самолеты одновременно. В то время весь британский флот базировался в Скапа Флоу или в каком-то другом порту Шотландии.

Гитлер, видите ли, отклонил это предложение и вместо этого приказал бросить всю авиацию на Польшу. Это, мол, важнее на настоящий момент, чем неожиданное нападение на Англию, потому что Англия, мол, все равно не сунется в войну. Когда польская операция была завершена, английский флот рассредоточился, и таким образом этой «блестящей идее» Геринга не суждено было осуществиться.

Свои основные «заслуги» Геринг приобрел не в ходе второй мировой воины, а во время предшествующей ей гражданской войны в Испании. Как он похвалялся сам, у него были «свои отношения» с генералом Франко, который в то время находился в Испанском Марокко и планировал путч. Однако у Франко не было кораблей, не было самолетов, чтобы быстро и неожиданно нагрянуть вместе со своими войсками в Испанию.

22 июля 1936 года Франко посылает своего эмиссара в Германию; эмиссар встречается с Гитлером и Герингом, излагает обоим суть дела и задает вопрос, располагает ли Германия достаточным числом самолетов, чтобы перебросить франкистские войска вместе с вооружением в Испанию.

Геринг заверил Гитлера, что он может предоставить в распоряжение Франко нужное количество самолетов и в короткий срок обеспечить доставку войск в Испанию. Доверившись своему паладину, Гитлер отдал приказ обеспечить переброску войск Франко в Испанию.

Здесь я увидел возможность перепроверить полученную мной ранее информацию и спросил Геринга:

«Господин рейхсмаршал, вы знаете некоего доктора по фамилии Бернгардт, Иоганнес Бернгардт?»

Геринг вскочил со своего стула и спросил чуть ли не с откровенной наглостью:

«А что вам известно о докторе Бернгардте?»

«Одну минутку, господин рейхсмаршал, – осадил я его. – Давайте договоримся о том, что вопросы буду задавать я, а вы на эти вопросы будете отвечать».

Геринг, который успел уже оправиться от неожиданности, нашел мой вопрос «ужасно занятным» и сказал, что да, действительно, он знаком с доктором Иоганнесом Бернгардтом. Это в высшей степени интеллигентный и знающий свое дело человек и, коль скоро идеи национал-социализма уже все равно выброшены на свалку, он, Геринг, мог бы очень доверительно сообщить американцам, что такого человека, как Иоганнес Бернгардт, надо поберечь, потому что он может оказать массу полезных услуг.

Я спросил, не тот ли это человек, этот д-р Бернгардт, который выступал в роли эмиссара от Франко.

«Да, – ответил Геринг. – Он самый».

После этого он попросил у меня позволения задать несколько вопросов. Я позволил.

«Откуда вы знаете доктора Иоганнеса Бернгардта?» – был его первый вопрос.

Бернгардт, ответил я, знаком мне понаслышке, ибо это имя часто употреблялось в разговорах, и о нем не всегда говорили как только об «интеллигентном и знающем» человеке, но еще и как, о человеке, который являлся доверенным лицом Германа Геринга. И у меня, продолжал я, сложилось впечатление, что этот Бернгардт зондировал экономические возможности Испании в рамках проводимого Герингом четырехлетнего плана. Ну и при этом, конечно, малость баловался шпионажем.

Геринг довольно хмыкнул и, слегка посмеявшись чему-то, спросил:

«А откуда вам известно, что доктор Бернгардт тот самый человек, которого Франко посылал ко мне и к Гитлеру за помощью?»

«Но ведь вы мне сами только что об этом сказали!» – ответил я.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Зрелый возраст «второй сцены»

С народный артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР Олегом Табаковым беседует специальный корреспондент «Смены» Светлана Ярославцева