Мало-помалу отец поправился – на парном молоке, на хлебе, на целебном отваре, потихоньку стал ходить и хлопотать по хозяйству.
Хорошо, во всей последовательности помню, как отец учил и научил меня запрягать лошадь.
Лошади! Крестьянская опора и мальчишеская радость! Я повторял их клички, как имена товарищей моих: Ветерок, Серко, Калижанка...
Большие мальчишки посадили меня, семилетнего, на Ветерка, и оттуда, с лошадиной спины, мир увиделся далеко-далеко: поле, стога на лугу, речка, лес.
Я рот открыл от изумления: до чего далеко видно!
Простор-то какой!
Ветерок – недаром же у него такое быстрое и легкое имя! – понес меня, и ручонками я изо всех сил вцепился в гриву. Ветер свистел в ушах, из глаз высекал слезы. Перед поскотиной была широченная канава. Не раздумывая, Ветерок перемахнул через нее. А я перелетел через его голову и кубарем покатился по траве.
Очнулся я оттого, что Ветерок стоял надо мной, щекотал лицо горячим дыханием и как бы спрашивал. «Живой?»
Я потрогал голову, встал, ощупал ноги, ребра, руки и ответил:
– Вроде живой...
Так мы подружились с конем.
После я много раз, что называется, с ветерком катался на Ветерке, и временами мне казалось, что несет меня не конь, а большая рыжая птица, и не по лугам, а по воздуху.
Справедливости ради скажу, что кататься так приходилось нечасто. Мальчишками лет с восьми мы работали в колхозе: возили навоз на поля, и, хотя работа эта тяжелая, мы делали ее весело, потому что знали: больше положишь навоза – больше возьмешь хлеба.
Знали мы это не понаслышке, не с чужих слов, а знали всей жизнью своей, как трудно дается батюшко-хлеб, вкуснее и слаще которого нет ничего на свете.
Мальчишкой я возил сено на волокуше... Волокуша – это древнее изобретение: две молоденькие березы с кроной, с ветвями скрепляются поперечиной, на них наваливается сено или трава, и лошадь волочет волокушу по лугам-кочкарникам, по сырым местам, куда тебе надо. Телега застрянет, а волокуша проедет.
Вы сами понимаете, что волокуша была не от хорошей жизни, а от бедности. что сейчас она отошла в безвозвратное прошлое. Но что делать, если другой «техники» для вывозки сена с сырых мест в те горькие годы в нашем колхозе не было? Кроме того, все подробности труда на земле мне представляются значительными, достойными памяти людской; прошлое обладает удивительной способностью, про которую прекрасно сказал Пушкин: «Что пройдет, то будет мило»...
Гоняли мы коней в ночное.
Это не столько работа, представлялось нам, сколько отдых и тайны. Кони ночью щиплют траву, а мы у костра печем картошку и прислушиваемся к ночным звукам. Помню, на наш костер пришли двое городских, муж и жена, поели они печеной картошки, похвалили:
– В ресторане такой нет.
Что такое ресторан, я не знал. Хотел спросить, да постеснялся. Небо было светлое. Заря с зарей сходились. Видны были кони, и городские спросили про них:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Николай Бочков, академик АМН СССР, директор Института медицинской генетики АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР
На вопросы корреспондента «Смены» отвечает председатель Комитета молодежных организаций СССР Владимир Аксенов
Маленькая повесть