Город по имени ПТУ

Яковас Шадявичус| опубликовано в номере №1365, апрель 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Привычные словосочетания: академический городок, городок студенческий. Но чтобы городок профессионально-технических училищ да еще разнопрофильных? А между тем именно такой городок вырос и продолжает расти на окраине литовского города Каунаса. На площади в 80 гектаров разместились семь ПТУ (по проекту их десять). Когда проект полностью воплотится в жизнь, здесь будут учиться около восьми тысяч парней и девушек. Сразу уточним, что все училища средние, то есть выпускники их получают аттестат о среднем образовании. (Кстати, именно такой тип ПТУ станет после реформы общеобразовательной и профессиональной школы основным.) Но, разумеется, главное назначение «города мастеров» – профессиональная подготовка. Приходят сюда вчерашние восьмиклассники, а выходят... О, тут стоит сделать глубокий вдох, чтобы попытаться перечислить хотя бы часть предлагаемых специальностей. Штукатуры, электромонтеры, фрезеровщики, пекари, плотники, монтажники, модельщики, художники-оформители, столяры, экскаваторщики, формовщики, кондитеры, закройщицы, каменщики, специалисты химической чистки одежды, швеи, ювелиры – прямо-таки ярмарка профессий.

Кто же эту ярмарку задумал и с какой целью? Не удобнее ли строить училища в разных точках города, как это традиционно и делается?

Прежде чем ответить на эти вопросы, позволю себе отступление. Представим себе новый микрорайон на окраине города. Все обычно – несколько десятков стоящих по соседству зданий. Факт чисто градостроительный. Но вот поселились в этих домах люди, и микрорайон уже становится фактом социальным. Как до работы добраться, если с транспортом туго, а заводы далеко? Где купить продукты, если часть магазинов существует только в проекте? Химчистку и ателье открыли, а у кинотеатра только фундамент заложен. Яслей не хватает... Оказывается, именно градостроительное проектирование может предопределять многие конкретные поступки людей (сравните стиль жизни обитателей четырехсотквартирного высоченного городского гиганта и одноэтажного поселкового коттеджа). Ведь недаром зодчий Корбюзье назвал архитектуру образом мышления. Все мы в какой-то мере испытываем влияние на нашу жизнь человека за кульманом, который первым, вначале в мире собственной фантазии, а затем в эскизах, рисунках, чертежах увидел дома и города, где мы живем и работаем сегодня, где будем жить и работать завтра...

Два десятилетия назад каунасский городок ПТУ существовал лишь в воображении Нины Шпикене, вступавшей на многотрудную стезю профессионального архитектора. Но именно тогда у нее и ее коллег зародилась мысль о создании необычного городка. Вспоминая о том времени, Нина Шпикене рассказывает:

– В те годы база профессионально-технического обучения стала активно расширяться. А в Каунасе училищ не хватало. Это значило, что необходимо строить новые, специально оборудованные здания, набирать в ПТУ все больше учащихся. Предстояло избрать одно из двух решений: одно традиционное – строить каждое ПТУ отдельно, там, где нашелся бы подходящий участок земли и где каждое здание в отдельности стало бы клеточкой городского организма. Но был и другой путь, который мы и избрали. Было задумано сформировать целый комплекс профтехучилищ. Цели, которые мы перед собой ставили, с архитектурно-технической точки зрения были достаточно конкретны. Хотелось, чтобы ребята жили полнокровной жизнью, немалую часть которой занял бы спорт. Значит, нужны стадион, бассейн, манеж, стрельбище. И везде учащиеся ПТУ должны быть хозяевами, а не пасынками... Теперь, когда построено более половины задуманного, ясно: идея была верна.

Новым ощущением жизни, новым отношением к специальностям, приобретаемым в соседних ПТУ, большим уважением к собственному и чужому труду – вот чем, на мой взгляд, одаривает своих жителей городок. Я познакомился здесь с будущим керамистом, который дружит со штукатуром-облицовщиком, пекарем – неразлучным другом фрезеровщика, поваром и его товарищами – художником-оформителем, токарем, каменщиком. Не будем кривить душой: в разговорах выяснялось, что чаще всего ребят объединяют непроизводственные интересы (учитывайте возраст!) – посещение кино, дискотек, туристские походы. Но какими бы далекими от общих профессиональных ни были эти «общие» интересы, столяр достаточно подробно рассказывал о специальности токаря или литейщика, керамист – о труде наладчика хлебопекарных агрегатов, крановщик без всякой иронии, заинтересованно говорил о профессии приемщицы комплексного приемного пункта бытового обслуживания.

Разумеется, автор не столь наивен, чтобы полагать, будто будущему токарю неймется получить навыки – хотя бы первые – портного. Никоим образом. Дай-то бог крепко, основательно изучить свое собственное, главное дело. Здесь важно другое: общаясь со сверстниками, которые будут трудиться в самых различных сферах по самым разным, далеким друг от друга специальностям, парень или девушка приучаются уважать труд не только собственный, но и другого человека. Потому что для них это уже не просто строка в рекламном проспекте, не нонпарелью набранное объявление в местной газете, приглашающее в училище всех желающих, а частица жизни хорошо знакомого ровесника.

Говорят, уважение к хлебу. Но оно, это уважение, станет конкретным чувством еще и тогда, когда мы лично будем знакомы с тем, кто этот хлеб растит и выпекает.

Говорим, уважение к плодам чужого труда. Но добрая эта человеческая черта проявится тем рельефнее, чем лучше подросток будет знать, каких человечкских усилий этот труд требует.

Наиболее притягательны для молодежи общие межучилищные мероприятия, на которых можно посмотреть друг на друга, посостязаться в ловкости, изобретательности, остроумии. Вот, к примеру, у будущих строителей из 36-го ПТУ дискотеки долгое время вел паренек из 40-го училища – Витаутас Александравичус. Вел интересно, изобретательно. Его помнят до сих пор. 40-е ПТУ, выпускающее специалистов литейного производства, имеет совсем неплохой духовой оркестр – он постоянный участник празднеств, проходящих у строителей Торжественно звучит медь труб и на последнем звонке, и на спортивных состязаниях, и на посвящении в учащиеся ПТУ. Но неверно было бы думать, что строители лишь потребляют. Они по-своему не остаются в долгу перед соседями. Скажем, когда выяснилось, что во вновь выстроенном 56-м ПТУ будет проходить всесоюзное совещание-семинар директоров профессионально-технических учебных заведений, действующих на базе предприятий бытового обслуживания, мальчики и девочки – будущие строители – добровольно пришли на помощь соседям. Они ремонтировали коридоры, классы, кабинеты. красили полы, оклеивали обоями стены...

Будущие портнихи из 56-го ПТУ шили для соседей униформы, занавески, элегантными вымпелами помогали украсить октябрьские колонны. А как заботливо девочки в учебном приемном пункте бытового обслуживания принимают в чистку одежду ребят, их заказы на пошив, на вязание!

Все училища украшены сувенирами, плетеной мебелью, сделанными руками ребят из ПТУ № 52. Попадаешь в музей училища, и дух захватывает. Просто трудно поверить, что все эти изящные вещи сделаны руками учащихся.

«Помилуйте, – слышу я возражения, – но ведь у каждого из нас немало знакомых в самых разных сферах. Уважение к представителям других профессий – результат воспитания». Все так. Правильно. Но в каунасском городке такое воспитание более предметно, чем в обычных условиях, потому что общение ребят здесь более тесно, они могут чуть ли не ежедневно бывать друг у друга в лабораториях, мастерских и видеть, чем заняты их товарищи.

Взаимообогащающее общение и педагогов и учащихся ПТУ – это, конечно, преимущество каунасского городка. Но ведь какая бы благодатная почва ни была под ногами, не поднимется колос, пока не брошено зерно. Потому педагоги, комсомольские организации стремятся использовать преимущества необычного расположения ПТУ.

Еще один аргумент в пользу городка ПТУ – демографический. Когда выпускники придут по распределению на заводы и предприятия, скорее всего окажется, что, предположим, в цехах «Центролита» подберутся одни парни, так же как и на строительных площадках. Но зато в ателье или на заводах легкой промышленности будут трудиться исключительно девушки. Сейчас в каунасском городке ПТУ учатся около 6 тысяч молодых людей. Примерно поровну парней и девушек не знают, входило ли решение демографических проблем в планы архитектора Нины Шпикене, но статистика утверждает: в каунасском городке каждый год играются десятки свадеб.

Уж если зашла речь о статистике, отмечу, что негативные показатели (правонарушения, например) в городке профтехучилищ не выходят за рамки общереспубликанских Что же касается показателей положительных, то городок может похвастаться тем, что здесь полностью выполняется план набора учащихся, а отсев меньше, чем в аналогичных ПТУ республики.

Трудности с кадрами испытывают строительные организации (отталкивают нелегкий ручной труд, зависимость от капризов природы, неритмичность производства). Трудности с набором испытывают и строительные ПТУ. Давайте посмотрим, как заботится о своей рекламе строительное ПТУ № 36. В основной массе здесь учатся молодые жители Каунаса: училище – резерв треста «Кауностатиба» (Каунасстроя). ПТУ выбрало действительно эффективный путь привлечения будущих учащихся. Вот его особенности. В ансамбле и капелле училища участвуют 10 школьников каунасской средней школы. Фотокружок ПТУ посещают ребята из той же школы. Об этом заботится руководитель фотокружка преподаватель Владас Габронис. Ученики 42-й средней школы занимаются в кружке по обработке дерева. Без учащихся этой школы не обходятся и праздники будущих строителей. А порой и трудовые будни. Результат: ежегодно по 10 – 15 выпускников восьмых классов из этих школ приходят в ПТУ № 36.

Не секрет, что в профессионально-технические училища идут не самые успевающие и прилежные школьники, да и мнение об учебных заведениях этого типа у них, как правило, далеко не восторженное. Но когда паренек или девушка видят целый городок ТУ – с духовым оркестром, стрельбищем, спортплощадками, городок, в котором есть свои художники, строители, крановщики, экскаваторщики и даже специалисты по химической чистке одежды, для них многое предстает в ином свете. И само ПТУ тогда становится не пристанищем, куда поступаешь, если некуда больше податься, а вполне достойным продолжением жизни. У молодого человека возникает чувство, что городок – это место, где он очень нужен, где с нетерпением его ждут.

О том, что учиться в училище интересно, вам скажут и будущий маляр Римас Беркманас, и штукатур Юрате Норейкайте, и столяр Ричардас Балинскас, и керамист Стасе Аткочюнайте, и многие-многие их сверстники. Интересно еще и потому, что в училищах созданы прекрасные условия для настоящего производительного труда. Я уже упоминал о комплексном приемном пункте бытового обслуживания, который работает в училище № 56. Здесь можно сдать одежду в чистку, отдать материал в пошив, а пряжу – в вязку. Тут же примерочные кабины с зеркалами. Оплата услуг – по общереспубликанским расценкам. Что может удивить посетителя, пришедшего впервые, так это очень юный возраст приемщиц. Помогали оборудовать необычный класс базовые предприятия: химчистки, ателье, вязальные мастерские. Эти затраты – и немалые – себя оправдывают: на производство после училищ приходят не дилетанты, а профессионалы.

Рассказал о своих впечатлениях о квартале ПТУ в Каунасе, и архитектор вслух стала переживать: вот-де не разбит еще парк, не построены легкоатлетический манеж, бассейны, другие сооружения общественного назначения. Но все это будет...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Света выходит в «свет»

Райком комсомола оказался в стороне от шефства над трудными подростками. Почему?

Телефонный роман

Маленькая повесть