Читаем ли злободневный роман, смотрим кинофильм, сидим ли в театре – нет-нет, да и спросим себя: о том ли это, действительно, о чем хотелось бы нынче поразмышлять? О главном ли?
И тут уж ничего не поделаешь: современность всегда требовала и пристального внимания к себе и отображения в искусстве.
А представьте-ка себе самое начало двадцатых годов, то горячее время на переломе истории, когда молодая Советская власть в жестоких боях отстояла завоевания революции и перед ней встали тысячи проблем, которые перед этим за всю историю человечества не приходилось решать никому.
И жажда самопознания и необходимость воспитания нового поколения в духе коммунистических идеалов – все это сливалось в нетерпеливом ожидании нового искусства.
Советская литература только зарождалась, но молодым энтузиастам уже тогда хотелось увидеть художественное воплощение революционных событий. Поэтому-то нередко объявлялись пролетарскими, революционными, комсомольскими поэтами и писателями те, кто позднее не смог оказаться на уровне времени, творчески не последовал ленинскому указанию учиться.
Комсомол считал главной своей задачей социалистическое воспитание молодежи. Сделать это без освоения тех богатств, которые выработало человечество, было совершенно невозможно. Ограничиться только этими богатствами было тоже нельзя. Необходимо было на основе критического их осмысления приступить к участию в социалистическом культурном строительстве, необходимо было постичь и развить то новое, что принесла с собой наша Великая революция в области духовной, в области литературы.
Обращение В. И. Ленина к комсомолу на III съезде развернуло широкую программу участия молодежи в социалистическом строительстве.
«Круги чтения» для молодежи, создание литературных студий и кружков при райкомах, расширение выпуска литературы для юношества – это были первые шаги, укреплявшие связь комсомола с литературой.
В первых изданиях комсомола печатались со своими литературными произведениями, преимущественно стихами, начинающие молодые литераторы, многие из которых громко заявили о себе как о комсомольских писателях. Недостаток творческого опыта зачастую они компенсировали громкими революционными фразами или зарифмованными коммунистическими призывами. В попытке выделиться, говорить от имени молодого поколения, разумеется, не было ничего предосудительного. В стране создавались комсомольские театры, агитбригады, художественные коллективы. И естественным было создание группы комсомольских поэтов. Однако эта не оформленная организационно группа претендовала на выражение мнения всего молодого поколения, претендовала на монопольное право говорить от его имени. Это уже давали себя знать и будущие райповские настроения и худшие замашки этой литературной группы,
куда входили некоторые из комсомольских писателей.
Однако процесс творческого роста нашей литературы ниспровергал всяческие нежизненные и надуманные построения. От имени молодого поколения с полным основанием говорили те талантливые писатели и поэты, кто прошел школу гражданского мужания и творческого формирования в боях с белогвардейцами, в схватках с кулаками, в бурной деятельности периферийных комсомольских ячеек. Они тоже считали себя комсомольскими писателями, хотя и не входили в группу. официально себя так именовавшую.
О себе, о своем поколении напишет впоследствии народный поэт Белоруссии Петрусь Бровка, бывший в 20-е годы секретарем комсомольской ячейки:
Гордились мы
Первой ячейкой сельской.
Росли, пролагая
В грядущее рельсы,
За книжку садились
И песни слагали,
В которых
Всемирный пожар раздували.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.