Боролись с бандитом,
С попом, самогоном,
Сидели в засадах
Отрядами ЧОНа.
После первой публикации в «Червоной Поляччыне» комсомольцы окружкома встретили Бровку, вспоминает он, с триумфом, начали качать: «Привет нашему поэту!»
«А я-таки и в самом деле был их поэтом молодежным. Я писал о себе и о всех молодых. Потом, не единожды, я читал свои новые стихи за окружкомовскими столами. Стихи хвалили, иногда критиковали.
А дальше – встречи с комсомольцами, с молодежью в клубе, на комсомольских вечерах, в районах, в цехах во время перерывов.
...Я почувствовал, что становлюсь поэтом, хотя и ощущал, что для того, чтобы полностью отвечать этому высокому званию, мне еще нужно много учиться. Учиться и работать».
Так в общении со своими молодыми читателями, в упорнейшей и кропотливой работе, в постоянной творческой учебе мужали и крепли те, кого мы по .праву считали и считаем молодежными комсомольскими писателями.
Комсомольская тема, наверное, присутствовала в творчестве у каждого большого советского писателя. Да и вряд ли можно было оставить без сердечного, а впоследствии и художественного отклика беззаветность комсомольцев в лихих конармейских атаках, неукротимый напор юных строителей Магнитки, бесстрашную самоотверженность Матросовых, бескорыстный подвиг целинников. Ведь наши советские литераторы в большинстве своем и вырастали из молодого комсомольского племени – потому-то им были близки и понятны чувства и переживания комсомольцев.
От далекого декабрьского вечера 1919 года, когда ельнинская комсомолия провожала четырех добровольцев на фронт, протянулась ниточка к знаменитой «Комсомольской прощальной» Михаила Васильевича Исаковского.
«В ранние декабрьские сумерки, – вспоминает Исаковский, – мы провожали своих добровольцев на вокзал. Стоял легкий морозец, и бесшумно падали снежинки на
замерзшую землю. Мы шли строем – вся Ельнинская организация, шли со знаменем. Четверо наших добровольцев – впереди. Шли, молча, без песен, без разговоров. И только наши ноги нарушали тишину безлюдных вечерних ельнинских улиц, на которых не горело ни одного фонаря... Помнится, как на прощанье мы крепко-крепко пожали руки нашим товарищам, пожелали им скорого возвращения с победой, как они вошли в вагон...
И мы долго потом смотрели вслед уходящему поезду, не смея сдвинуться с места. На душе было грустно, и хотелось сделать что-то большое-большое и хорошее...»
И позднее, посмотрев в 1935 году кинофильм «Подруги», бывший ельнинский комсомольский секретарь подарил комсомолу песню, которая стала символом героических и романтических 20-х годов.
Пожалуй, не было комсомольского съезда в 20-х годах, на котором не обсуждались бы вопросы литературы, роста «комсомольского литературного молодняка», создания книг для молодежи. В резолюции V Всероссийского съезда РКСМ (решившего, кстати, создать первое коммунистическое юношеское издательство «Молодая гвардия») отмечалось, что необходимо усилить воспитательную работу среди молодежи:
«Подавая и преподнося одни сухие циркуляры и сухую пищу для ума, не давая ровно ничего чувству, мы бросаем юношество в буржуазный кинематограф, в пинкертоновщину и пр. Необходимо использовать весь романтически-революционный материал для воспитания юношества – подполье, гражданскую войну, ВЧК, подвиги и революционные приключения рабочих, Красной Армии, изобретения, научные экспедиции и т. д. На литературу, кинематограф, театр, клубы, вечера должно быть обращено должное внимание».
Последовательно продолжали эту линию резолюции шестого съезда ВЛКСМ, состоявшегося в 1924 году:
«В основу подлинно революционной беллетристики для молодежи должны быть положены: жизнь и работа трудящейся молодежи СССР, в частности складывающийся комсомольский быт; история революционного движения, в первую голову история нашей партии; героические моменты гражданской войны и советского хозяйственного строительства, современная классовая борьба на Западе и Востоке, социальные и технические утопии и фантастика».
2 июня 1926 года Бюро ЦК ВЛКСМ приняло развернутое постановление «О писателях из молодежи». Оно подводило первые итоги совместной работы с художественной интеллигенцией, анализировало ошибки и промахи, намечало планы на будущее. Главное место в них уделялось заботе об идейном и творческом росте молодых литераторов, о тех, кто, говоря словами Ильича, «вступает в работу уже при новых условиях, при такой обстановке, когда нет эксплуататорского отношения между людьми». В чем в связи с этим видел свою задачу Коммунистический союз молодежи?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.