Истоки содружества

Валерий Ганичев| опубликовано в номере №1193, февраль 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Задача комсомола, во-первых, организовать литературную учебу, помогать поднятию общей, и особенно литературной грамотности пишущего слоя рабочей и крестьянской молодежи – юнкоров. Во-вторых, всячески поощрять и помогать талантливому юнкору вырастать в юношеского писателя, хотя это явление сравнительно с общим числом юнкоров не примет массового характера, и помогать, с другой стороны, сложившемуся уже писателю переходить от узкоюношеских тем к общим, помогать врастать в общепролетарскую литературу».

Но уже тогда комсомол предостерегал от «авангардистских» взглядов, овладевавших нередко молодыми писателями. В том же постановлении отмечалось, что «никакой специфически комсомольской литературы нет и быть не может. Литература, создаваемая комсомольскими писателями и вообще молодыми рабочими и крестьянскими авторами, есть часть общепролетарской классовой литературы».

Видное место в постановлении было уделено и разработке теории молодой пролетарской литературы.

«Перед литературой комсомольского молодняка стоят две опасности: изображать только положительные явления, окрашивать все сплошным красным цветом, и вторая, встречающаяся у писателей, описывающих только темные стороны, потеря перспективы, пессимистические настроения в оценке окружающей действительности. Задача же литературы отображать жизнь во всех ее противоречиях».

Речь шла не только о достижениях, но и промахах молодой литературы:

«Основными недостатками ее продолжают оставаться: схематичность, нежизненность героев, описываемых скорее с плаката, чем с действительности, и бледность языка. Большинство этих недостатков объясняется главным образом литературной молодостью и неопытностью каждого писателя, которые неизбежны для него, поскольку они являются неизбежными спутниками переходной ступени к пролетарской литературе вообще».

Развитием всесторонней заботы ЦК ВЛКСМ о литературном процессе с полным правом можно считать резкую критику в адрес руководства РАППа, в ходе горячей дискуссии с которым комсомол поставил в повестку дня вопрос о создании образа положительного героя – главного действующего лица нашей жизни. Поддержанное ЦК ВКП (б), это насущное требование времени на долгие годы стало определяющей тенденцией в развитии нашего искусства.

Однако меры ЦК ВЛКСМ не ограничивались только теорией. В те годы при многочисленных комсомольских изданиях, райкомах и горкомах ВЛКСМ создавались литературные студии, объединения. При ЦК ВЛКСМ была создана постоянная комиссия по работе с молодыми литераторами, в которую вошли и молодые: И. Уткин, М. Голодный, А. Жаров и др., постоянно сотрудничал в комсомольской печати В. Маяковский.

Разумеется, в деле становления молодой литературы не обходилось без трудностей. В публикациях для юношества и детей было много наносного и примитивного, возле молодежных изданий нередко группировались халтурщики и «зашибатели денег», люди, весьма однобоко представляющие задачи литературного творчества, юношеской литературы. В 1933 году А. Фадеев писал:

«Известно, что у нас написано и добродушно напечатано издательствами немало плохих книг для детей».

Еще раньше в «Правде» (3. II 1931 г.) Н. К. Крупская писала о том, что наряду с неплохими книжками для детей издается много «бессодержательной мазни», выходящей, к сожалению, в таких же тиражах, как и остальные книжки. Она предостерегала от прямолинейного понимания задач, стоящих перед детской книгой.

«Содержание детской книжки должно быть коммунистическое, – писала Надеж да Константиновна. – Это не значит, что детские книжки должны только излагать программу партии и резолюции партийных съездов. Многим взрослым, мало знающим детей, кажется, что если книжка, учебник написаны не в форме резолюции, то и коммунистического содержания в ней нет».

В комсомольских газетах и журналах шли горячие дискуссии о нормах новой, утверждающейся социалистической морали, в них подвергались разбору и острой критике произведения, в которых проскальзывали нотки сожаления о прошлом, анархического отношения к нравственности и просто непонимание того, что происходило в среде тогдашнего юношества. Так, были подвергнуты критике произведения С. Малашкина «Луна с правой стороны», П. Романова «Без черемухи», Л. Гумилевского «Собачий переулок», А. Дорогойченко «Молодежь» и другие.

Следует, однако, сказать, что порой подобная критика была предвзятой, или носила форму директивного разноса, но, обсуждая книги, анализируя их на страницах своих изданий, следуя за партийной критикой, комсомол и сам учился новому подходу, бережному отношению к литераторам – учился принципиальности и партийности.

Делу становления литературного молодняка беззаветно помогал в те годы Алексей Максимович Горький. Он не раз обращался к комсомолу с мудрыми советами и пожеланиями. Одним из первых с глубокой прозорливостью он по достоинству оценил значение творческого союза комсомола и писательской организации – союза, которым мы сегодня по праву гордимся.

Мудрое слово А. М. Горького сдерживало самоуверенность начинающих писателей, направляло их по правильному пути. На том этапе нашей социалистической литературы необходимо было избавиться от комчванства, зазнайства, примитивизма.

«Поэты находят излишним читать прозу, прозаики не читают стихов, но и те и другие одинаково торопятся писать малотолковые рецензии друг о друге».

На первом пленуме правления Союза советских писателей СССР в сентябре 1934 года А. М. Горький говорил:

«...Работа с молодежью... чрезвычайно необходимая работа в наших условиях. Мы должны выработать целую армию отличных литераторов, – должны!» Алексей Максимович отмечал, что основным стремлением «у молодых начинающих – может быть, даже большинства их – является не столько внутренний порыв к организации своих впечатлений в образах и картинах, сколько неправильная уверенность в том, что литературная работа – очень легкая работа». «...Необходимо, – говорил он, – чтобы молодежь понимала значение литературного труда. Нужно выработать программу, нужна какая-то редакционная комиссия, которая создала бы эту программу, и затем при «Литературной учебе» нужно создать редакцию, которая серьезно взялась бы за дело».

После создания Союза советских писателей в 1934 году ЦК ВЛКСМ организовал совместно с ним полуторамесячные курсы для молодых писателей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены