В январе 1936 года ЦК ВЛКСМ провел первое Всесоюзное совещание детских писателей, в котором участвовали также художники и редакторы детской литературы. Было подвергнуто критике общее состояние детской литературы. В постановлении Бюро ЦК ВЛКСМ по итогам совещания отмечалось:
«Основным недостатком детской литературы надо признать совершенно слабую работу по созданию новых, современных художественных книг для детей, отображающих советские темы. Очень мало затронуты темы о Красной Армии, о героях, о мужестве людей нашего времени, о советской школе, о быте детей».
Это совещание во многом способствовало появлению новых талантливых книг для детей старшего и младшего возрастов. ЦК ВЛКСМ поставил творческие задачи перед издательством «Детская литература», обратился к Союзу писателей с просьбой «уделить внимание к нуждам детских писателей – в частности к улучшению их жилищных и бытовых условий».
Детская литература к концу 30-х годов стала полноценной частью всей нашей литературы. Она уже имела в своем активе «Школу» А. Гайдара, «Рассказ о великом плане» М. Ильина, произведения А. Толстого, С. Михалкова, С. Маршака, Л. Кассиля, Л. Пантелеева.
Постоянно усиливая деятельность по укреплению связи комсомола и писателей, Бюро ЦК ВЛКСМ и президиум правления Союза писателей приняли в 1939 году постановление «О работе с молодыми писателями», где речь шла о повышении профессионального мастерства, идейной зрелости молодых литераторов. В постановлении говорилось:
«До сих пор среди части молодых писателей не изжиты вредные настроения, выражающиеся в том, что будто бы писателем можно стать без настойчивой работы по поднятию своего общеобразовательного и. культурного уровня. Нередки случаи, когда молодые писатели, не имеющие необходимого общеобразовательного уровня и достаточного опыта, берутся за литературу, как основную и единственную свою профессию, замыкаясь в кругу узко понятых литературных интересов и отрываясь, по существу, от практики социалистического строительства. Очень часто эти преждевременно профессионализирующиеся молодые писатели уходят от больших тем нашей социалистической жизни, а с другой стороны, нередко прикрывают так называемой «актуальностью» темы идейно-художественное убожество своих произведений».
Воспитывая молодую литературную смену, комсомол и советские писатели одновременно заботились о росте молодого читателя. Еще в 1933 году А. Фадеев писал, что в художественном изображении правды жизни революционный писатель, обращаясь к подростку, должен достичь еще большего совершенства, чем в литературе, предназначенной для взрослого. Воспитание нового поколения, считал он, невозможно без показа и объяснения тех общественных отношений, из которых вырос социализм.
«Вот почему, – писал А. Фадеев, – необходимо говорить о специальной литературе для детей и юношества. Вот почему ко всему, что пишется в нашей стране для детей и юношества, должно быть приковано особенно пристальное внимание советской общественности. Вот почему сказывающееся с особенной силой в области детской и юношеской литературы отставание нашей критики – поразительное невнимание нашей критики к тому, что пишется для детей и юношества, – должно быть ликвидировано в кратчайший срок».
В литературу приходило все больше молодых. Им было, что сказать юному поколению. Николай Островский так определил свою литературную цель в письме, приложенном к рукописи первой части романа «Как закалялась сталь»: «Работа над книгой – попытка передать былое литературным языком». Островскому удалось блестяще справиться с этой задачей. Ни до, ни после не было в советской литературе книги, столь точно выразившей дух нашего комсомола. От душевного состояния автора, его прошлого, его чувств и мыслей до отражения страсти революционной борьбы, героического самопожертвования, полного самоотречения во имя революции – все здесь соответствовало целям и задачам коммунистической молодежной организации.
Поэтому столь удивительна и необыкновенна судьба этой книги. В 1932 году она впервые выходит в комсомольском журнале и в издательстве «Молодая гвардия», а вскоре становится самой читаемой молодежью книгой. В годы войны она была действительно и «бомба и знамя».
Книги Николая Островского издавались у нас в стране 550 раз. Их общий тираж – более 26 миллионов экземпляров. Они переведены во всем мире, их читают на 112 языках. Воспитанник комсомола и его певец, Н. Островский окончательно воссоединил интересы литературы и комсомола. В недавно выпущенном собрании сочинений читатель с безусловным интересом прочтет – наряду с романами – его статьи, речи, беседы и письма (Н. Островский. Собр. соч. М., «Молодая гвардия», 1975 г.). И не удивительно, что здесь тоже постоянно перекликаются литературные и комсомольские темы. Может быть, одним из самых ярких свидетельств творческого содружества комсомола с писательской организацией страны явилось обсуждение романа «Рожденные бурей» на президиуме правления Союза писателей СССР, где Николай Островский сказал:
«Я пришел в советскую литературу из комсомола. Традиции нашей партии и комсомола дают непревзойденные примеры творческой дружбы... Вот эту замечательную дружбу мы должны укреплять в среде писателей, ибо осталось еще кое-что от той особенности в нашей среде, которую мы получили в наследство от старого, когда писатель был «кустарь-одиночка».
...Поэтому я прошу отнестись ко мне, как к бойцу, который может исправить недочеты своей работы. Критика меня не дезорганизует. Наоборот, она скажет мне о том, что я нахожусь в кругу друзей, которые помогут мне вытянуть тяжесть.....
Творческая дружба с комсомолом становилась традицией советской литературы. Росли и крепли молодые силы, утверждался боевой союз комсомола и Союза писателей, направленный на дальнейший расцвет литературы, на рост ее молодых сил, на коммунистическое воспитание масс молодежи.
«Ребята и девушки сороковых годов революцию изучали по книгам, – говорил на торжественном пленуме, посвященном 50-летию ВЛКСМ, Герой Советского Союза Алексей Маресьев. – В каждом сердце жили Корчагин, Фурманов. Бонивур, Дундич. Были такие комиссары и у меня...»
К началу сороковых годов советской литературе насчитывалось немногим больше двадцати лет. Однако то, что она сделала для воспитания молодого поколения Республики Советов, трудно переоценить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.