И строй сомкнулся

Эдуард Клейн| опубликовано в номере №1171, март 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Но я же ничего не сделал. За что меня держат здесь?

– Вы член партии, угрожающей безопасности государства. Мы обязаны охранять его от вас и вам подобных.

– Когда я вступал в компартию, она была легальной. А моя жена... Взгляните, вот ее письмо, господин сержант. – Учитель порылся в кармане и поднес к лицу полицейского два измятых, зачитанных листка бумаги.

– Придержите это у себя. Жена ваша писала вам, а не мне.

Еще мгновение – и он рассмеялся бы в лицо арестованному, потому что давно знал содержание этого письма. Для чего же тогда в лагере существует цензура? Однако предпочел сохранить сдержанность.

– Что мне делать? – сокрушался Ортис. – Неужели нет никаких путей? Может быть... – чувствовалось, немалых усилий стоило ему обращаться с просьбой. – Может быть, если вы поговорите с комендантом...

– Никто не может вам помочь.

У Ортиса безвольно опустились плечи.

– Что мне делать? – повторил он, глотая подступавшие слезы. «Будь такой лет на пять моложе – и завыл бы», – подумал Суарес.

Он встал, подошел к арестанту Диего Ортису, этому ничтожеству, которого где-то ожидала жена, не подозревавшая, что ее благоверный – всего только номер в списке тысячи двухсот заключенных. Подошел и собственноручно пододвинул ему стул:

– Садитесь.

Ортис не сел, а упал на стул, ,а сержант, сведя брови, критически оглядывал его. Потом вернулся на свое место и включил настольную лампу, свет ее падал заключенному в лицо, сержант же оставался в полутьме.

– Нет, – жестко произнес он. – Помочь вам не сможет никто, если вы не возьметесь за это сами.

Ортис быстро поднял голову. Щурясь, он смотрел на свет, из-за которого доносился до него этот голос, бесплотный голос, звучавший сейчас уже не так холодно и официально, пробуждавший хоть какой-то луч надежды.

– Я сам?!

– Рука руку моет. Вы хотите выйти на свободу – хорошо, дайте нам доказательство того, что дома вы больше не натворите глупостей, что будете жить, как любой другой благоразумный гражданин. Я знаю, о чем вы думаете сейчас. – Как бы отводя возражения, сержант поднял руку, хотя ослепленный ярким светом Ортис не мог его видеть. – Вы думаете, нам нужны имена товарищей, которых вы знали раньше, чтобы можно было арестовать их. Глубоко заблуждаетесь. Ничего подобного мы не требуем. Мы же не звери. – Он выдержал паузу и снова всмотрелся в арестованного, который безуспешно пытался пробиться взглядом через круг света, отделявший его от полицейского. – Разве может кто-то быть виновным в том, что другой попал в лагерь? – развивал мысль Суарес. – Порядочного человека в этом никогда не обвинишь. И, кроме того, нам не доставляет ни малейшего удовольствия держать вас здесь, только...

Он передернул плечами.

– Что только? – тихо спросил Ортис.

– Но среди вас есть несколько таких, которые и в лагере угомониться не могут. Они организуют учебные курсы, ведут пропаганду, продолжают устраивать заговоры и, возможно, планируют даже побег. Докажите нам, что вы не принадлежите к их числу. Назовите нам этих людей. Этим вы ни у кого не отнимете свободу. Все они и без того находятся здесь.

– Но я не знаю никого из этих людей, не слышал ни о каких курсах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены