Улица с двусторонним движением

Александр Урбан| опубликовано в номере №1171, март 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бременский порт. Штабеля труб с надписью: «Маннесман». Они напоминают гигантские пчелиные соты.

Мощный электромагнитный кран подхватывает сразу несколько громадин и плавно несет их к борту советского теплохода «Вятка». Здесь эстафету принимает другой кран, который бережно опускает груз в трюм. Работа спорится. Докеры обмениваются шутками с советскими моряками. Те и другие прекрасно понимают друг друга.

– Мы уже хорошо знаем советских коллег, – говорит мне портовый рабочий Вальтер Штельман. – Суда из Советского Союза теперь постоянные гости в нашем порту. Они приходят сюда каждую неделю.

– Мы очень довольны этим, – вступает в разговор его коллега Иоганн Витт. – Чем больше судов приходит в Бремен, тем больше у нас шансов сохранить рабочее место. Вы, конечно, знаете, как нынче обстоят дела с занятостью?..

Знаю. Вряд ли найдется сейчас в ФРГ рабочий, который не смотрел бы с тревогой в завтрашний день. Ведь он может принести новую волну безработицы, которая захлестнет в первую очередь семьи трудящихся.

А в стране уже насчитывается более миллиона безработных.

Наши экономические связи, естественно, не ставят своей целью излечить мир капитализма от присущих ему органических пороков. Но тем не менее история знает примеры, когда экономическое сотрудничество с СССР позволяло существенно повышать загрузку предприятий, увеличивать занятость в капиталистических странах, переживавших экономические кризисы, облегчать тяготы, выпавшие на долю трудящихся.

Экономические неурядицы заставляют многих на Западе по-иному взглянуть на значение сотрудничества с Советским Союзом – страной, обладающей стабильной экономикой и емким рынком. Вот тот же «Маннесман». В 1970 году объем торговли между этим концерном и нашими внешнеторговыми организациями составил 360 млн. марок, в 1972 году – 510, а в прошлом году – 700 млн. марок. Как сказал мне в Дюссельдорфе член правления концерна «Маннесман Ререн Верке АГ» Г. Маусбах, сотрудничество идет на пользу обеим сторонам. Советские заказы, несомненно, способствуют загруженности производственных мощностей заводов концерна, содействуя обеспечению занятости рабочих.

В сотрудничество с Советским Союзом включаются самые разные предприятия.

– Я буквально на днях побывала в Москве, – рассказывает мне Б. Бэнклер, одна из руководителей самого крупного в мире предприятия по производству спортивной обуви, и инвентаря «Адидас», расположенного под Нюрнбергом. – Мы расширяем сотрудничество с Советским Союзом. Оснащаем московскую фабрику необходимым современным оборудованием. Делимся технологическим опытом. Надеюсь, что вскоре увидят свет первые виды продукции...

Фирма давно сотрудничает с советскими предприятиями. Например, уже начат совместный выпуск хоккейной продукции: коньки советские, а ботинки фирмы «Адидас». По мнению руководителей фирмы, эти коньки не уступают по качеству канадским. Напомню, что фирма «Адидас» участвовала в создании баварского общества содействия развитию связей между ФРГ и СССР.

Экономическое сотрудничество между Советским Союзом и ФРГ ничуть не напоминает улицу с односторонним движением. Советская техника и продукция уверенно прокладывают себе дорогу на западногерманский рынок. На заводах «Демаг» и «Крупп» работают станки советских марок. На внутренних авиалиниях летают наши «ЯК-40», на дорогах все чаще попадается «Лада», как называют за рубежом «Жигули». Доля готовой продукции, технических идей занимает все большее место в экономических отношениях наших стран.

Для обеспечения и ускорения торговых операций в ФРГ был открыт советский банк, получивший название «Ост-вест-хандельс-банк». Хотя банк и основан сравнительно недавно, однако по своей популярности и надежности он стоит в одном ряду со старейшими финансовыми учреждениями Западной Германии.

Осенью 1970 года введен в строй тысячекилометровый газопровод из Советского Союза, давший ФРГ ценное топливо. Было подписано соглашение о воздушном сообщении. В Гамбурге и Ленинграде учреждены генеральные консульства СССР и ФРГ. Товарооборот Советского Союза с ФРГ увеличился за пять лет более чем в четыре раза.

Еще пару лет назад на набережных Рейна в Бонне можно было встретить прохожих, которые с удивлением смотрели на скользящую по воде «Ракету», которую именуют здесь «Рейнской стрелой». А сейчас к ней уже привыкли, с удовольствием совершают прогулки на этом судне, построенном на волжских берегах.

Но, разумеется, содержание процессов, диктующих новые тенденции в современном мире, новые отношения между государствами с разным социальным устройством, с различными идеалами, определяется не одними лишь, так сказать, материальными критериями и показателями. Процесс разрядки международной напряженности подразумевает и взаимный интерес народов друг к другу, расширение контактов в самых разных сферах человеческого бытия, и журналист, работающий за рубежом, не однажды получает возможность убедиться, как велико стремление к сотрудничеству с нашей страной. И особенно оно возросло после успешного завершения работы европейского Совещания по безопасности и сотрудничеству.

...Они приходили поодиночке и группками. Негромко поздоровавшись, присаживались на свободные стулья. Галстуков почти не видно. Больше свитеры, куртки.

Многие не успели заскочить домой и в зал городской библиотеки Эннепеталя пришли прямо из заводского цеха. Опершись руками о серую пластиковую поверхность столиков, похожих на те, которые знакомы нам по московским кафе, внимательно слушали.

Я сидел за длинным темно-серым столом, разложив перед собой необходимые «конспекты». Здесь же лежала и зеленая книжка – брошюра с текстом Заключительного акта Совещания, которую удалось «отвоевать» 1 августа в пресс-центре хельсинкского дворца «Финляндия-тало». Теперь эта брошюра – мой неотлучный спутник в часы бесед и дискуссий в ФРГ.

Эннепеталь – небольшой городок на краю промышленного Рура. Тут менее 40 тысяч жителей. Несколько металлообрабатывающих заводов, немного развит туризм. Может быть, я никогда и не попал бы сюда, если бы не это приглашение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены