— Какие такие?
— Всякие. Я в кино дамочку глядел, она мылась — купалась.
— Да-аа... — протянул еще раз дядя Амирхан.
Вечером в кромешной тьме за окнами крупно налилась луна. Я вынул канифоль из кармашка футляра и жирно натер смычок. Белая пыль посыпалась на штаны. Дядя Амирхан сидел, закрыв глаза. Жена Магинур косичку с полтинниками переложила на грудь.
Я заиграл. Скрипка как заизвивалась в моих руках. Чего я там играл, и представить невозможно. Как слышал, так играл.
Разбудил меня дядя Амирхан рано. За чаем сказал:
— Всю ночь думал. Сам тебя по скрипке водить буду. Пенсия! Тобой займусь. Поешь, как следует, — и домой, Бату. Наведайся. А вдруг дом-то повалился! Дерево изнутри стареет.
— Багрем... Бялекаем... — вздохнула Магинур.
— Надо, Бату, дом стеречь. Джигит ведь! — озарился дядя. — Моя дверь для тебя всегда без замка. Скрипка пусть остается, не промокнет.
Рабочий человек, дядя Амирхан на улице преображался. Забота упиралась в его лоб. Может, он издали слышал гул станков. И убирал с дороги другие звуки. На перекрестке покрыл ладонью мою голову.
— Не задумывайся больно-то. Шагай.
И я пошагал к стадиону. Час-то ранний, рассудил, на флаги полюбуюсь, ветерком подышу...
Они схватили меня за руки, когда я скользил за шелком глазами. Как за крылья, схватили.
— Попался!
— Мы те такое кино покажем!
Я силился что-то прокричать им, но голоса не стало. Я будто и продохнуть не мог: горло сдавило.
За воротами стадиона Жучок попытался придержать Махмутку, но папироса выпала изо рта, и он за ней пригнулся.
Свернули вправо. Глубже, глубже утаскивали меня. К баскетбольной площадке, к песочной куче. Повалили. Содрали тапочки. Закопали их в песок. И ну топтать, приплясывать.
Освобожденный, я смотрел на Махмутку с Кокошей. Смотрел на их изодранные, беспощадные башмаки, размалывающие зарытые наглухо в песок мои каучуковые спортсменки. Совершали дикий танец, пыхтя и сплевывая. Не меня они ненавидели, а обувку мою! Вскрикивали, безостановочно работая ногами.
— Так их!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Интервью с героем очерка «Главный конструктор» («Смена» № 10) Александром Сорокиным
Адрес интересного опыта
Творческая педагогика