Григорий Чухрай и его кино

Георгий Кричевский |24 Декабря 2024, 18:21| опубликовано в номере №1914, апрель 2024
  • В закладки
  • Вставить в блог

 «Вероятно, я бы не стал режиссером, если бы не Михаил Ильич Ромм». Так пишет в своей книге «Мое кино» наш выдающийся мастер экрана. И продолжает: «Осколки снаряда, которыми я был тяжело ранен на фронте, вновь и вновь  давали о себе знать. Но я храбрился, пока однажды – в который раз, и теперь уже прямо со съемок своего дипломного фильма – не угодил в госпиталь. Когда же после лечения  вернулся в институт, оказалось, что...  группа давно расформирована.  Продолжать работу не с кем, негде и не на что...  Чтобы расплатиться с долгами, я продал свою шинель... Больше продавать было нечего... И вдруг – телеграмма из Белгорода-Днестровского. От Михаила Ильича Ромма. Он приглашает меня на картину своим ассистентом... Это была прекрасная школа режиссерского мастерства и режиссерской этики».

Повезло! Но, как известно, везет тем, кто «везет».  Чухрай в этом плане всегда «вез» за двоих. Плюс, разумеется, большой талант, который он сумел приложить к делу и не разбазарить по пустякам. Он пришел во вгиковские аудитории вместе с поколением режиссеров-фронтовиков, таких, как Станислав Ростоцкий и Петр Тодоровский. И, подобно им, принес в кино с войны свою правду, свою честность, свой характер.

Он сохранил их до конца жизни, один из самых упрямых и несгибаемых корифеев советского киноискусства. На последних страницах своей книги воспоминаний Григорий Наумович делится с читателем сокровенными мыслями, которые пришли к нему с возрастом. «Нас уверяют, что наша общая мечта построить справедливый мир, была мечтой идиотов.  Я так не думаю. Это была великая человеческая мечта!..  Не стало великой мечты, и мы перестали понимать друг друга.

Кто-то из политиков сказал: тот, кто не жалеет, что Союз развалился, у того нет сердца;  тот, кто хочет его восстановления, у того нет ума. Действительно, прошлого не восстановишь, а разрушенного жалко... Человечеству не запретишь мечтать.  А мечты сбываются».

Давно ставшие классикой фильмы  Чухрая не подвержены разрушительному действию Времени. Они остались с нами навсегда, воплотив в себе надежду на счастье и веру в завтрашний день.                                                            

Григорий Наумович Чухрай родился в мае 1921 года в Мелитополе, на улице, носящей теперь его имя, в семье красноармейцев Наума Зиновьевича Рубанова и Клавдии Петровны Чухрай.  В 1924-м родители разошлись,  и маленький Гриша остался с матерью,  которая участвовала в раскулачивании и коллективизации на Украине, работала народным судьей,  училась в Одессе на высших юридических курсах,  затем перебралась с сыном в Днепропетровск, откуда, спасаясь от голода, бежала в Кисловодск, потом –  в Пятигорск, где устроилась библиотекарем в санатории «Красная звезда» и получила там же комнату.

На этом ее странствия не закончились, позже она переехала в Баку и служила старшим следователем милиции. А по возвращении в Днепропетровск устроилась на работу в машино-тракторную станцию и вторично вышла замуж за председателя колхоза  Павла Литвиненко, заменившего маленькому Грише отца. В 1935-м отчима направили в Москву на учебу в Академии соцземледелия. По окончании двухгодичного курса он с женой вернулся на Украину, а будущий кинорежиссер остался в столице продолжать учебу в школе и присоединился к ним в 1939-м после получения аттестата зрелости.

Дальше его ждали работа и летние радости  на Синельниковской селекционной станции, откуда в конце года он был призван в РККА. Став урсантом полковой школы связистов, Григорий был переведен в дивизионный подготовительный лагерь радистов и войну встретил в тренировочном походе под Полтавой. На фронте  он был бесстрашным десантником, воевал в Тамани, в Сталинградской битве, в донских степях... Был четырежды ранен. Последнее ранение получил в бою на пути к Вене. Среди его боевых наград – орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени. День Победы  Григорий встретил в госпитале...

В Сталинграде, в одном из разрушенных домов  лейтенант Чухрай  нашел книжку Льва Кулешова по теории кино, и  ему  очень захотелось  стать режиссером. Так судьба привела его во ВГИК, в объединенную мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Учился он хорошо и подавал большие надежды. Причем случалось ему  по-фронтовому проявлять свои мужество и решимость.

Когда незадолго до смерти Сталина  в стране развернулась кампания против так называемых «безродных космополитов»,  Григорий Чухрай, единственный на курсе, открыто вступился за увольняемого в тот момент выдающегося советского кинорежиссера и педагога Сергея Юткевича (снявшего, кстати говоря, знаменитую трилогию о Ленине). Подобный поступок мог ему дорого обойтись.

К съемкам дипломной работы Чухрай приступил в 1953-м. Однако застарелые боевые раны вынудили его лечь в госпиталь. А после выписки из госпиталя он обнаружил, как пишет в своей книге, что съемочная группа расформирована, декорации разобраны, а финансирование прекращено. Выручил своего ученика Михаил Ромм, вызвав его к себе помощником на съемки в экспедиции «Адмирала Ушакова» и дав ему самому снять несколько сцен, которые в готовую картину мэтра не вошли, но которые Михаил Ильич предложил Григорию смонтировать и представить к защите в качестве диплома. 

До первого авторского фильма, сразу прославившего имя дебютанта, оставалось еще долгих три года. Григорий Наумович провел их, набираясь профессионального опыта ассистентом  режиссера на Киевской киностудии имени А.Довженко, а в 1955 году был принят в штат киностудии «Мосфильм».  

Год спустя на экраны страны и мира вышел фильм .Чухрая «Сорок первый».

Картина была снята по одноименной повести Бориса Лавренева и явилась второй ее экранизацией после немого фильма Якова Протазанова (1926).

«Мне было 17 лет, когда я впервые прочел эту повесть, - вспоминал Григорий Наумович.  - Зимой 1943 года я был третий раз ранен...  Меня оперировали, вытащили осколок, и я стал поправляться. Библиотекарь принесла мне на выбор несколько книг... Я перечитывал повесть и думал...  над проблемами войны вообще и гражданской войны в частности».

Действие повести и фильма происходит в период Гражданской войны в Средней Азии и экзистенциально обострено до предела. По пескам пустыни движется, изнывая от жажды и преследуемый белыми, отряд красноармейцев. В составе отряда  – снайперша  Мария (Изольда Извицкая) по прозвищу Марютка, на счету которой сорок убитых вражеских офицеров. Она конвоирует захваченного в последнем бою белого поручика (Олег Стриженов), посланного с важным поручением адмиралом Колчаком к генералу Деникину.

С огромным трудом отряд добирается до берега Аральского моря, грузится в баркас, чтобы плыть к своим, и почти целиком гибнет во время шторма. Спасаются только Мария с пленным поручиком – их выбросило волной на берег острова, там они находят приют в рыбацкой хижине.  Долго ждут подмоги  и...  страстно влюбляются друг в друга. И вот, наконец, на горизонте появляется судно. Мария думает, что это возвращаются рыбаки, но, когда судно приближается, видит на нем белогвардейцев. Тут поручик с криком: «Наши!» бросается к ним навстречу, и, против собственной воли,  отчаянно полюбившая врага Марютка стреляет ему в спину...

Послушаем бывшего фронтовика и режиссера-постановщика картины. «Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага – белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел. Роковой выстрел Марютки был столь же закономерен в обстановке гражданской войны, как и ее любовь».

 Мысль писателя о бесчеловечности войны начинающий режиссер с помощью поднимающегося к вершинам операторского мастерства  Сергея Урусевского усилил пластическими образами двух молодых, прекрасных людей, любовь и жизни которых унесла братоубийственная бойня. Впервые в отечественном кино белогвардейца показали ярким,  одаренным человеком, по-своему глубоко любящим Россию.

В Союзе фильм посмотрели более 25 миллионов зрителей. На него выстраивались очереди в кинотеатрах  Европы. На Х Каннском фестивале он получил Специальный приз жюри. То был большой, заслуженный успех, так что первая же картина Чухрая вошла в золотой фонд советского киноискусства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены