«Вероятно, я бы не стал режиссером, если бы не Михаил Ильич Ромм». Так пишет в своей книге «Мое кино» наш выдающийся мастер экрана. И продолжает: «Осколки снаряда, которыми я был тяжело ранен на фронте, вновь и вновь давали о себе знать. Но я храбрился, пока однажды – в который раз, и теперь уже прямо со съемок своего дипломного фильма – не угодил в госпиталь. Когда же после лечения вернулся в институт, оказалось, что... группа давно расформирована. Продолжать работу не с кем, негде и не на что... Чтобы расплатиться с долгами, я продал свою шинель... Больше продавать было нечего... И вдруг – телеграмма из Белгорода-Днестровского. От Михаила Ильича Ромма. Он приглашает меня на картину своим ассистентом... Это была прекрасная школа режиссерского мастерства и режиссерской этики».
Повезло! Но, как известно, везет тем, кто «везет». Чухрай в этом плане всегда «вез» за двоих. Плюс, разумеется, большой талант, который он сумел приложить к делу и не разбазарить по пустякам. Он пришел во вгиковские аудитории вместе с поколением режиссеров-фронтовиков, таких, как Станислав Ростоцкий и Петр Тодоровский. И, подобно им, принес в кино с войны свою правду, свою честность, свой характер.
Он сохранил их до конца жизни, один из самых упрямых и несгибаемых корифеев советского киноискусства. На последних страницах своей книги воспоминаний Григорий Наумович делится с читателем сокровенными мыслями, которые пришли к нему с возрастом. «Нас уверяют, что наша общая мечта построить справедливый мир, была мечтой идиотов. Я так не думаю. Это была великая человеческая мечта!.. Не стало великой мечты, и мы перестали понимать друг друга.
Кто-то из политиков сказал: тот, кто не жалеет, что Союз развалился, у того нет сердца; тот, кто хочет его восстановления, у того нет ума. Действительно, прошлого не восстановишь, а разрушенного жалко... Человечеству не запретишь мечтать. А мечты сбываются».
Давно ставшие классикой фильмы Чухрая не подвержены разрушительному действию Времени. Они остались с нами навсегда, воплотив в себе надежду на счастье и веру в завтрашний день.
Григорий Наумович Чухрай родился в мае 1921 года в Мелитополе, на улице, носящей теперь его имя, в семье красноармейцев Наума Зиновьевича Рубанова и Клавдии Петровны Чухрай. В 1924-м родители разошлись, и маленький Гриша остался с матерью, которая участвовала в раскулачивании и коллективизации на Украине, работала народным судьей, училась в Одессе на высших юридических курсах, затем перебралась с сыном в Днепропетровск, откуда, спасаясь от голода, бежала в Кисловодск, потом – в Пятигорск, где устроилась библиотекарем в санатории «Красная звезда» и получила там же комнату.
На этом ее странствия не закончились, позже она переехала в Баку и служила старшим следователем милиции. А по возвращении в Днепропетровск устроилась на работу в машино-тракторную станцию и вторично вышла замуж за председателя колхоза Павла Литвиненко, заменившего маленькому Грише отца. В 1935-м отчима направили в Москву на учебу в Академии соцземледелия. По окончании двухгодичного курса он с женой вернулся на Украину, а будущий кинорежиссер остался в столице продолжать учебу в школе и присоединился к ним в 1939-м после получения аттестата зрелости.
Дальше его ждали работа и летние радости на Синельниковской селекционной станции, откуда в конце года он был призван в РККА. Став урсантом полковой школы связистов, Григорий был переведен в дивизионный подготовительный лагерь радистов и войну встретил в тренировочном походе под Полтавой. На фронте он был бесстрашным десантником, воевал в Тамани, в Сталинградской битве, в донских степях... Был четырежды ранен. Последнее ранение получил в бою на пути к Вене. Среди его боевых наград – орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени. День Победы Григорий встретил в госпитале...
В Сталинграде, в одном из разрушенных домов лейтенант Чухрай нашел книжку Льва Кулешова по теории кино, и ему очень захотелось стать режиссером. Так судьба привела его во ВГИК, в объединенную мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Учился он хорошо и подавал большие надежды. Причем случалось ему по-фронтовому проявлять свои мужество и решимость.
Когда незадолго до смерти Сталина в стране развернулась кампания против так называемых «безродных космополитов», Григорий Чухрай, единственный на курсе, открыто вступился за увольняемого в тот момент выдающегося советского кинорежиссера и педагога Сергея Юткевича (снявшего, кстати говоря, знаменитую трилогию о Ленине). Подобный поступок мог ему дорого обойтись.
К съемкам дипломной работы Чухрай приступил в 1953-м. Однако застарелые боевые раны вынудили его лечь в госпиталь. А после выписки из госпиталя он обнаружил, как пишет в своей книге, что съемочная группа расформирована, декорации разобраны, а финансирование прекращено. Выручил своего ученика Михаил Ромм, вызвав его к себе помощником на съемки в экспедиции «Адмирала Ушакова» и дав ему самому снять несколько сцен, которые в готовую картину мэтра не вошли, но которые Михаил Ильич предложил Григорию смонтировать и представить к защите в качестве диплома.
До первого авторского фильма, сразу прославившего имя дебютанта, оставалось еще долгих три года. Григорий Наумович провел их, набираясь профессионального опыта ассистентом режиссера на Киевской киностудии имени А.Довженко, а в 1955 году был принят в штат киностудии «Мосфильм».
Год спустя на экраны страны и мира вышел фильм .Чухрая «Сорок первый».
Картина была снята по одноименной повести Бориса Лавренева и явилась второй ее экранизацией после немого фильма Якова Протазанова (1926).
«Мне было 17 лет, когда я впервые прочел эту повесть, - вспоминал Григорий Наумович. - Зимой 1943 года я был третий раз ранен... Меня оперировали, вытащили осколок, и я стал поправляться. Библиотекарь принесла мне на выбор несколько книг... Я перечитывал повесть и думал... над проблемами войны вообще и гражданской войны в частности».
Действие повести и фильма происходит в период Гражданской войны в Средней Азии и экзистенциально обострено до предела. По пескам пустыни движется, изнывая от жажды и преследуемый белыми, отряд красноармейцев. В составе отряда – снайперша Мария (Изольда Извицкая) по прозвищу Марютка, на счету которой сорок убитых вражеских офицеров. Она конвоирует захваченного в последнем бою белого поручика (Олег Стриженов), посланного с важным поручением адмиралом Колчаком к генералу Деникину.
С огромным трудом отряд добирается до берега Аральского моря, грузится в баркас, чтобы плыть к своим, и почти целиком гибнет во время шторма. Спасаются только Мария с пленным поручиком – их выбросило волной на берег острова, там они находят приют в рыбацкой хижине. Долго ждут подмоги и... страстно влюбляются друг в друга. И вот, наконец, на горизонте появляется судно. Мария думает, что это возвращаются рыбаки, но, когда судно приближается, видит на нем белогвардейцев. Тут поручик с криком: «Наши!» бросается к ним навстречу, и, против собственной воли, отчаянно полюбившая врага Марютка стреляет ему в спину...
Послушаем бывшего фронтовика и режиссера-постановщика картины. «Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага – белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел. Роковой выстрел Марютки был столь же закономерен в обстановке гражданской войны, как и ее любовь».
Мысль писателя о бесчеловечности войны начинающий режиссер с помощью поднимающегося к вершинам операторского мастерства Сергея Урусевского усилил пластическими образами двух молодых, прекрасных людей, любовь и жизни которых унесла братоубийственная бойня. Впервые в отечественном кино белогвардейца показали ярким, одаренным человеком, по-своему глубоко любящим Россию.
В Союзе фильм посмотрели более 25 миллионов зрителей. На него выстраивались очереди в кинотеатрах Европы. На Х Каннском фестивале он получил Специальный приз жюри. То был большой, заслуженный успех, так что первая же картина Чухрая вошла в золотой фонд советского киноискусства.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.