Жанна Бичевская – легендарная певица советского и постсоветского пространства. Любимая на Родине и за рубежом, народная артистка России, она является исполнительницей и популяризатором русских народных, фольклорных и духовных песен, романсов и баллад. Помогает ей в ее непростом пути супруг, поэт, певец и композитор Геннадий Пономарев, чьи патриотические песни «Русский марш», «Мы – русские» слушают на передовой, помогают бойцам не падать духом. Наше интервью с этой творческой парой - о нелегких судьбах и путях Отчизны, великих и простых именах, а также пророчествах…
- Жанна, вы - дворянка по материнской и по отцовской линии, в вас видно это – и стать, и красота. А еще в вашем репертуаре немало белогвардейских песен. Скажите, пожалуйста, вы чувствуете в себе эти дворянские корни?
– Ну, что значит, дворянские корни? Это заслуга моих предков. Все, что от меня зависит, я делаю сама с помощью Божьей. А что касается моих дворянских корней, то да, конечно, я горжусь своей роднёй, которая послужила России, и за это и получила свое звание дворянское.
- В одном интервью вы сказали, что песня выбирает своего исполнителя, и Бог дает песню. А вот у вас как все-таки произошло – вы пришли к песне или песня к вам?
– Не могу ответить, знаю только, что моей судьбой руководил Господь. Всю мою жизнь я это чувствовала. Помните, как Он сказал: не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Так в Святом Писании написано. Ну вот, раз меня Господь избрал, значит, я ему нужна в этом качестве. И как мне лично сказал старец, отец протоиерей Николай Гурьянов, когда я приезжала к нему на остров Залит: «Что делаешь, не оставляй!» Что я и стараюсь по силам исполнить.
- Каким в вашей памяти запечатлелся Булат Окуджава?
– Окуджава – это событие в нашей российской культуре. Для меня вообще существует только три великих поэта – это Пушкин, Мандельштам и Булат Окуджава – мой «крестный» в творчестве.
- Геннадий, а для вас кто является поэтами-вдохновителями?
: - Пушкин – это нечто всеобъемлющее, надмирное, не только сама поэзия, это философия, политика, мораль, глубины премудрости, пророчества. Мне ли говорить о Пушкине? И ведь свою жизнь он отдал за Россию. Он ещё во многом сокрыт, за него до сих пор идет борьба и война. У нас ещё всё боятся говорить, что последние годы он прожил истинным патриотом, православным христианином, монархистом. Его портрет кисти Тропинина для меня как святыня, он всегда в доме. На даче есть небольшой портрет Пушкина, с Мойки 12.
Также Лермонтов. И еще поэты, на стихи которых мои «ПЕСНИ ПОЭЗИИ», циклы и концертные программы. Их четыре, как четыре евангелиста (смеется). В первую очередь, это Николай Степанович Гумилев - величайший русский поэт, и путешественник, воин, учитель, общественный деятель, герой, дважды награжденный Георгиевским крестом. Второй - его друг, акмеист Осип Мандельштам, третий - Игорь Северянин – я его очень люблю, у него свой, уникальный мир и стиль, и четвертый – Арсений Александрович Тарковский.
Есть, конечно, песни на стихи других поэтов, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Аркадия Кутилова, Пастернака. Из современных – Игорь Гревцев. Я сам бы желал некоторые стихотворения написать так, как он. Конечно, много песен пишу на свои стихи. Недавно вышел мой третий поэтический сборник « Царский крест», так там все стихотворения - песни.
- Геннадий, разговаривая с вами, вспоминаю слова Марины Цветаевой о ее стихах, которым «как драгоценным винам, настанет свой черед». Долго ли пришлось ждать вам, чтобы получить заслуженное признание и народную любовь?
- Если говорить честно, по большому счету, я до сих пор этого жду. Не потому, что мне всего мало, а потому, что уж лет 25 или 30 стоит «железный», официальный, информационный занавес, не пропускающий Жанну к большой аудитории, ну и меня конечно. Многие «побаиваться» этих тем, противодействуют, клевещут, обзывают. Почти 25 лет назад тема – русская, в правильном понимании, православная, царская – стала вдохновлять меня. Конечно, мне грех обижаться и сетовать, потому что благодаря Жанне Бичевской эти песни стали широко известными. Жанна очень серьезно, глубоко относится не только к каждой песне, но и к каждому слову, каждой ноте. Так вот, она приняла их сердцем, полюбила и записала, стали распространяться кассеты, диски. Как в Англии говорят: если человека нет на телевидении, то его нет нигде (смеется). А ведь православный мир наш, он все знает лучше телевидения. Информация по «православному интернету» распространяется, может быть, даже гораздо быстрее, чем по интернету обычному, потому что мы держим руку на пульсе, читаем наших святых отцов, которые много открыли из того, что было в России и что будет. Некоторые из моих песен в свое время лично благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II незадолго до своей кончины. Песни « Мы русские!», «Царица Александра», «Победа будет за нами!»
А еще, раз уж мы об этом заговорили, я такой счастливый человек, поскольку знаю о том, что самой любимой песней святого нашего драгоценного старца Николая Гурьянова была моя песня «Царь Николай». Он просил поставить ее, сидел, слушал, молился. И толковал какие-то строки, объяснял их. Иногда просил включить магнитофончик и говорил: «Давай поставь кассету «Мы - русские» и заводи на всю громкость, какая есть, пусть в нашем садике эти песни звучат»…
А Жанна, она как космическая ракета вывела все эти песни на мировую, надземную орбиту, благодаря ей они получили известность.
- Жанна, а как вы относитесь к своей славе, поскольку она вас «преследует» уже много лет?
– Я об этом не хочу говорить, я служу Богу, поэтому меня это все равно не волнует. Простите, я еще раз повторю, что тот, кто служит России, о славе и наградах не думает. Она меня не волнует, я просто делаю дело, на которое меня поставил Господь, и имею на это право. Вот и все.
- Геннадий, поделитесь, пожалуйста, тайнами творчества. Из чего «растут» ваши стихи, как писала Анна Ахматова?
- Анна Ахматова, она не играла на гитаре, не сочиняла музыку, не пела. Гумилев сначала все советовал ей пойти в балерины. Она писала, конечно, про себя. Что касается меня, я же, в первую очередь, музыкант. А если говорить о творчестве – заранее ничего не планирую. Но каждая тема приходит ко мне как огромный, неведомый материк, который начинает показываться на горизонте, и ты с корабля, с замиранием сердца его рассматриваешь. Конечно, сильно и постоянно переживаю за нашу Родину, за Россию, за людей простых, воинов, как сказал Григорий Распутин: «Для народушка жить надо, об нем помыслить!» Я себя никогда не отделял, как и Жанна, от народа. Чем и как помочь, особенно сейчас, когда за нас уже все решили и воплощают. Говоря об этом, вспоминаешь про милостыню. Можно дать денег неимущему, кусок хлеба или теплую вещь, чтобы укрыть от холода, а ведь можно и словом, песней творить ее, милостыню. Ободрить, вселить последнюю надежду, переменить жизнь к лучшему. Песня о Святой Царской семье, которую я написал за три года до ее канонизации, не только на крестных ходах поется. В некоторых церквях эту песню поют в храме как запричастный концерт, перед Святым причастием. Мне люди даже видео присылали. Я сам почти десять лет пел в храме на клиросе и знаю, какая это честь и ответственность. Песня эта стала поистине народной. Себя же считаю молекулой, каплей огромного русского православного мирового океана. И если океан этот штормит, он сердится, страдает, или если его загрязняют, умышленно гадят в него, то я так же, как и он, страдаю, болею, сопротивляюсь, борюсь – вот отсюда все песни и рождаются. Сейчас время борьбы, стойкости, жертвы и героизма для всех.
- А какая атмосфера вам нужна для вдохновения?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
15 января - 125 лет со дня рождения Осипа Мандельштама
Наталья Борисовна Долгорукая