После «Сорок первого» удержать столь высокую планку было нелегко. Однако окрыленный Чухрай, получивший в творчестве «карт- бланш» от киношного начальства, да и сам сделавшийся вскоре частью кинематографической элиты, со всеми соответствующими постами и званиями, не подкачал. Его следующий фильм «Баллада о солдате» (1959) – уже о другой, ЕГО войне, Великой Отечественной, - оказался не менее талантлив и значителен, как в идейном, так и в художественном плане.
Это фильм о войне без войны на экране. Подбивший в бою вражеские танки солдат получает в награду шестидневный отпуск и едет домой повидать мать и починить крышу. В дороге драгоценные дни уходят на помощь случайным попутчикам. Остаются только минуты, чтобы обнять мать и тут же попрощаться с нею... А еще Алеша встречает любовь, но вернуться к девушке и к маме ему уже не суждено. Он погибнет в бою и будет похоронен в чужой земле. Об этом мы узнаем еще в самом начале фильма и это придает картине подлинный трагизм и возвышенный, просветленный пафос.
...Угрюмое, окаменевшее лицо одноногого солдата на перроне, который боится вернуться к ждущей его жене; другая жена, предавшая своего еще живого мужа; смертельно усталая женщина-шофер; разбомбленный поезд с эвакуированными... Вот они, отзвуки недавно начавшейся страшной войны, что разносятся по просторам многострадальной советской страны, по тылу, ставшему вторым фронтом смертельной битвы с фашизмом.
В картине показано, как война неожиданно сближала людей, чтобы снова разлучить их. И разрушенный железнодорожный мост превращается в поэтический символ всех разрушенных мостов между людьми – материальных, духовных, становится символом искалеченных людских судеб. Вот как глубоко лирично, выглядит кинематографический шедевр Григория Чухрая, номинированный на «Оскар», удостоенный приза Британской киноакадемии как «лучший фильм года» и собравший более ста почетных зарубежных призов. Триумфально прошла картина по экранам Советского Союза, ее посмотрели свыше 30 миллионов человек. Сценаристы фильма были удостоены Ленинской премии.
А ведь сценарий В.Ежова и Г.Чухрая поначалу не желали утверждать в Госкино СССР, сочтя его недостаточно патриотичным. На главную роль режиссер планировал пригласить все того же Олега Стриженова, однако спустя пару дней после начала съемок Григория Наумовича сбила на улице машина, и он несколько месяцев лечился, прервав работу над картиной. А за это время успел переосмыслить ключевые моменты будущего фильма. В результате, 17-летнего солдата сыграл никому не известный Владимир Ивашов, что стало для него, как и для его партнерши по фильму Жанны Прохоренко, поистине звездным часом.
Семья всегда являлась надежным тылом выдающегося советского кинорежиссера. Он был однолюбом и познакомился с будущей женой еще в самом начале войны. Студентка Ираида Пенькова рыла противотанковые рвы, а вечерами ходила на танцы. Война разлучила молодых людей, но настойчивый Чухрай сумел через письмо в газету «Комсомольская правда» отыскать ее во время 14-дневного отпуска по ранению (в котором 10 дней у него ушло на дорогу) и позвать замуж.
Мужем, по воспоминаниям вдовы Григория Наумовича, он оказался просто идеальным – рукастым, нежным, никогда не повышавшим голос на нее и детей. Их у Чухрая двое: дочь Елена, видный киновед, и сын Павел, который пошел по стопам отца. Его режиссерские работы широко известны, в особенности драмы «Вор», тоже номинированный на «Оскар, и «Водитель для Веры». Как и у отца, каждая новая картина Павла Чухрая рождается долго и трудно. Зато результат налицо.
Третий культовый фильм Чухрая-старшего, «Чистое небо»(1961), на пути к экрану преодолел немало сложных препятствий.
Начать с того, что права на сценарий Д. Храбровицкого принадлежали Свердловской киностудии и перешли к «Мосфильму» в результате длительной тяжбы, хотя Чухрай готов был снимать полюбившийся ему сценарий там же в Свердловске (нынешнем и прежнем Екатеринбурге). Далее, подключившись к драматургу, он настоял на существенных переработках сценария. Так, сперва авторы не затрагивали тему осуждения и недоверия, с которыми столкнулись на родине бывшие советские военнопленные. В итоге эта тема вышла на первый план.
Последняя треть текста сценария переписывалась уже после запуска фильма в производство. Причем руководство «Мосфильма» требовало завершения съемок к концу года. Начаты же они были ранней весной, в Ярославле, где снег почти везде стаял, а по сюжету в картине был ряд зимних сцен. Пришлось привозить снег грузовиками с берега Волги, а крыши домов в кадре покрывать мелом...
Неожиданности подстерегали создателей фильма и в самой сценарной истории. В ее первоначальной версии отважный советский пилот (его очень убедительно сыграл Евгений Урбанский) первым в мире преодолевает звуковой барьер. Выяснилось, однако, что рекорд этот принадлежит зарубежному ассу. В результате, герой-фронтовик, по воле обстоятельств попавший в гитлеровский плен и бежавший из него, преодолевает в картине не скорость звука, а черствость и отчуждение партбюрократии.
После смерти Сталина летчика Астахова, лишившегося любимой профессии и достойного места в жизни, вызывают в Минобороны, вручают «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и возвращают в авиаотряд испытателей. Григорий Чухрай воплотил в сюжете картины боль от разочарования его поколения в сталинизме, разоблачил атмосферу подозрительности и равнодушия, тесно связанную с «культом личности», вынес приговор произволу, оправдывавшему огромные жертвы «великой целью».
Фильм режиссера-фронтовика «Чистое небо» еще и антимилитаристский фильм. Он показывает противоестественность войны, и в символическом эпизоде переполненного воинского эшелона, убыстренным ритмом неотвратимости судьбы проносящегося мимо вышедших встречать мужчин с войны женщин и детей, и в будничных тыловых невзгодах и страданиях девушки Саши (Нина Дробышева), и в образе взмывающего в небо реактивного самолета...
В этом замечательном фильме.Чухрая мы находим отклик на колотозовские «Летят журавли» и продолжение «Судьбы человека» Сергея Бондарчука. Причем визуальные метафоры картины, напоминающие о сталинской поэтике, органично сочетаются с новыми, уже «оттепельными» мотивами. Гранд-при Московского международного кинофестиваля и признание «Чистого неба», по опросам журнала «Советский экран, лучшим фильмом года подтвердили массовый зрительский успех ленты.
Пожилая чета Гусаковых, лишившись крова из-за пожара, отправляется в Заполярье к дочери, жизнь которой не складывается. Такова фабула следующей «негромкой» картины мастера «Жили-были старик со старухой» (1964). Начальные кадры ленты о несбывшихся людских мечтах словно возвращают нас к одноименной сказке Пушкина. Только вместо волн синего моря перед нами речка в сельской глуши.
Характеры персонажей выпуклы и разнообразны, это простые люди, и им веришь. При этом их взаимоотношения достаточно сложны и эмоционально впечатляющи. В погоне за счастьем весьма сомнительным кажется положение Гали. Возможно, через какое-то время она перестанет довольствоваться бесцветным и никчемным мужчиной, который с ней рядом. А старуха, образ которой убедительно воплотила на экране Вера Кузнецова, примет в финале картины единственно верное решение, доказывая, что с мужем они всегда стремились «слышать» друг друга и поступать во благо ближним...
Незатейливая, но глубоко человечная и тонкая киноповесть Чухрая была тепло встречена зрителями разных стран и удостоилась на Каннском фестивале приза за исполнительское мастерство В.Кузнецовой.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Самый загадочный певец русского рока – о любви, живой виолончели и праздниках
Октябрь 2008
Старость как ступень для новых совершений