Григорий Чухрай и его кино

Георгий Кричевский |24 Декабря 2024, 18:21| опубликовано в номере №1914, апрель 2024
  • В закладки
  • Вставить в блог

Умение работать с актерами и добиваться от них наивысшего результата всегда являлось отличительной чертой Чухрая-режиссера. Эта способность в полной мере проявилась и в последней крупной работе стареющего мастера – совместном советско-итальянском фильме «Жизнь прекрасна»(1980). Действие его происходит в неназванном государстве, в котором правит жестокая военная хунта (имеестя в виду Португалия времен диктатора Салазара). Таксиста-подпольщика сыграл Джанкарло Джанини, а его подругу официантку – Орнела Мути. В картине снялись также видные советские актеры:  Е.Лебедев, Ю.Будрайтис, Р.Адомайтис, И.Ясулович.

Бывший летчик, а ныне водитель такси, Антонио хочет остаться в стороне от борьбы, однако жизнь заставляет героя сделать выбор, который осложняет его возлюбленная Мария. В итоге он оказывается вместе с несколькими подпольщиками в тюрьме, подвергается пыткам, организует дерзкий побег и на угнанном самолете покидает страну... Динамично и выразительно режиссер снял фильм о свободном человеке в несвободной стране.

К концу жизни, как это нередко случается у нас с большими художниками, Народный артист СССР  Григорий Наумович  Чухрай занимался преимущественно руководящей, общественной и преподавательской деятельностью. Бессменный секретарь Союза кинематографистов, член Коллегии Госкино и Советского Комитета защиты мира, художественный руководитель Экспериментального творческого объединения «Мосфильма» и член его худсовета, он много лет набирал курс и вел режиссерскую мастерскую ВГИКа,  делился творческим опытом со слушателями Высших курсов режиссеров и сценаристов.

Надо отметить, руководителем он оказался столь же талантливым, как и режиссером. Возглавлявшаяся им Экспериментальная творческая киностудия (ЭТК)  явилась поистине инновационной с точки зрения экономики и организации кинопроизводства: она была самоокупаемой и даже приносила существенную прибыль. И все благодаря достаточно экзотичному в условиях социалистической плановой системы принципу личной заинтересованности.

«Чтобы совершенствовать планирование, - пишет в книге «Мое кино» Г.Чухрай, - мы решили воспользоваться американской системой... при создании ракеты «Поларис»... В условиях дутой отчетности она не действует. У нас же прижилась и дала возможность существенно сократить сроки производства. Особенно эффективна она была в подготовительный период. Съемочный период нуждался в совершенно другом способе планирования, и мы его тоже нашли... Он позволял при срыве плана на день (заболел актер, не прислали игрового транспорта, не та погода) быстро переорентироваться на другую съемку, возможную при создавшихся условиях. Система пакетов... помогла нам вместе с другими новшествами сократить съемочный период до трех месяцев без ущерба для качества».

 Книги «Моя война» и «Мое кино» Григорий Чухрай  писал, работая с германским кинорежиссером  Р.Шюбелем  над документальным телефильмом «Смертельные враги» (1992), куда вошли волнующие интервью с участниками Сталинградской битвы.

...Он скончался на 81-м году жизни после тяжелой болезни и похоронен на Ваганьковском кладбище. Живут его фильмы, живет память о нем, убедительно состоялись в режиссерском творчестве его именитые ученики.

В год смерти художника, в 2001-м, вышла исповедальная книга Григория Чухрая «Мое кино». На ее последних страницах есть и такие строки:

«К старости я стал многое забывать, но стихи я помню, хотя никогда их не учил. Они всплывают в моем сознании каким-то непонятным для меня самого образом...  Меня всегда удивляло, что война кончилась, а я остался жив. Почему именно мне достался такой подарок судьбы? Может быть, для того, чтобы продолжать дело, за которое отдали свои жизни миллионы моих сверстников?..  А служение этому делу и составляет цель моей жизни.

Сегодня ровно два годика нашей правнучке, Анечке. Я счастлив, что дожил до этого дня.  Дай Бог ей в этой жизни счастья!»

.   

 



  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом  Иваном Анненковым  и француженкой Полиной Гебль,  иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Теодор Жерико

Картина «Плот «Медузы»

Пять фильмов о старости

Выбор редакции

в этом номере

Дети капитана Верна

8 февраля 1828 года родился Жюль Габриель Верн

Легенда советского кино

29 января 1902 года родилась Любовь Петровна Орлова