Как бывший автобусный парк превратился в центр современной культуры
Думал ли советский архитектор Константин Мельников, что созданное им здание автобусного парка (Бахметьевский гараж) через многие годы станет «приютом» для современного искусства? Вряд ли. Автобусы уехали, зато им на смену «приехали» Илья Кабаков, Джеф Кунц, Такаши Мураками, Энтони Гормли, «Синие носы», Мария Абрамович и другие топовые деятели мирового современного искусства.
В сентябре прошлого года, когда открылся Центр современной культуры «Гараж», многие сомневались в серьезности намерений владелицы Дарьи Жуковой. «Очередная игрушка», – говорили скептики. Однако, последующие «гаражные» выставки доказали всем, что как минимум – хозяйка разбирается в современном искусстве, а как максимум – готова это искусство продвигать в массы. Открывал «Гараж» Илья Кабаков, долгое время не проводивший персональных выставок в Москве. Далее была коллекция Франсуа Пино, одного из ведущих коллекционеров современного искусства в мире, выставка скульптора Энтони Гормли, лауреата премии Тернера и South Bank, и, наконец, Третья московская биеннале современного искусства под кураторством Жана-Юбера Мартена.
Центр современной культуры «Гараж» – первый проект благотворительного Фонда развития и поддержки искусства «Айрис», основанного в 2008 году Дарьей Жуковой.
«Гараж» создавался почти стихийно, – говорит Роксана Шатуновская, директор Центра современной культуры «Гараж». – Дарья Жукова увидела здание мельниковского гаража и просто в него влюбилась. Версий по реконструкции и новому предназначению здания у города было миллион, в том числе и проект по открытию торгового центра. Но Дарье удалось сделать так, что здесь появился «Гараж».
В России, в отличие от Запада, только сейчас стали открываться арт-центры на территориях бывших промышленных помещений – заводах, фабриках. Пустовавший Бахметьевский гараж просто напрашивался на то, чтобы использовать его в культурных целях. «То, что именно бесхозные индустриальные помещения задействованы под современное искусство – это вполне обычная история. Объекты, инсталляции, видеоарт требуют специально отстроенных под них пространств, которые еще называют white cube. А застраивать дворцы и музеи белыми кубами – было бы странно. В России – это новый тренд, я согласна. Но все мы приняли уже существующий, «западный» опыт», – говорит Роксана. С первой выставкой Кабаковых стало очевидно, что интерес к современному искусству в России есть, и Дарье очень хотелось сделать здесь, в Москве, аналог Tate или MoMa. Место, куда приходишь не просто погулять, посмотреть кино, поесть, но еще и чему-то научиться, увидеть что-то новое.
Хотя просто приятно провести время в «Гараже» тоже можно».
Для такого вот «приятного времяпрепровождения» в «Гараже» функционирует милое кафе, созданное Натальей Гольденберг, директором бренда Дарьи Жуковой Kova&T. При создании интерьера Наталья ориентировалась на подобного рода кафе в Европе и Америке. Получилось очень похоже на Central Perk, где собирались главные герои сериала «Друзья». Во время Третьей биеннале посетителей было так много, что дожидаться освободившийся столик приходилось часами, но со следующего года «гаражное» кафе обещают увеличить.
Помимо кафе в «Гараже» находится великолепный книжный магазин. Многие специально приезжают в Центр, чтоб купить себе ту или иную литературу по искусству. Несмотря на небольшое пространство, ассортимент книжного весьма разнообразен. Большинство книг лично я видела только в галерее Tate Modern в Лондоне.
Найти «Гараж» несложно. От метро «Новослободская» или «Менделеевская» до пункта назначения ходят маршрутки и трамваи, да и само здание видно издалека. Отличительная особенность «Гаража» от остальных арт-центров – это security. Именно security, потому что назвать широкоплечих мужчин в классических костюмах и с наушником в ушах охранниками, как-то язык не поворачивается. Такое впечатление, что заходишь в Белый дом или, на худой конец, в закрытый клуб, где строгий фейс-контроль «отсеивает» неподходящих кандидатов. Но это лишь видимость. Персонал «Гаража» всегда любезен, а «охранники» не прочь объяснить, «где тут туалет, кафе и книжный». Также «Гараж» адаптирован для людей с ограниченными возможностями, что, к огромному сожалению, у нас в стране большая редкость.
Роксана не скрывает, что Центру «хотелось бы стать российской версией Tate Modern или Centre Georges Pompidou»: «У нас, конечно, пространство в разы меньше, но это первый проект благотворительного Фонда поддержки и развития искусства «Айрис», и я думаю, далеко не последний. Поэтому все впереди».
Основные посетители «Гаража» – это люди в возрастной группе от 23-х лет. «Что касается характерных черт – тут все просто. Это люди, интересующиеся всем, что происходит в мире. И не обязательно сугубо искусством и культурой. Просто им небезразлично, что происходит вокруг. Современное искусство – это отражение новейшей истории, поэтому тут само содержание диктует аудиторию. Мы открыты абсолютно для всех», – подчеркивает она.
Конкуренция с остальными арт-центрами «Гаражу» не страшна: «Мы не конкуренты. Мы все работаем на одну цель – поднять уровень интереса к современной культуре в России, сделать так, чтобы для людей было привычным занятием посетить ту или иную выставку в выходные и т.д. Вы же не можете сказать, что например U2 и Depeche Mode – конкуренты? Или Ван Гог и Пикассо? Все мы начинали почти одновременно и работаем на один результат. Разный подход – это да, но здесь речь идет больше о средствах и инструментах, нежели чем о самой сути вопроса».
В ближайших планах «Гаража» развитие образовательных и детских программ. С 2010 года будут введены новые циклы лекций, мастер-классов и дискуссий. В центре появится медиа-зал, где часто будет обновляться программа видеоарта. Так что много чего интересного и нового ждет посетителей в наступающем году. Приходите, сами все увидите.
ул. Образцова, дом 19а
Тел. (495) 645-05-20
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Иван Славинский: от салонной живописи к сюрреализму
Стихи Анатолия Пшеничного