– Губы? Глаза?
– Губы чего-то не запомнила я... А глаза светлые...
После каждого ответа Халецкий нажимал клавишу, и машина отвечала ровным стрекотанием. Женщина явно успокаивалась.
– А как она работает, эта машина? – спросила я у Стаса.
– У-у, машина жутко хитрая! И памятливая, главное. Значит, берутся на заметку наши «клиенты», и на специальной микропленочке фиксируются все мыслимые данные о них: возраст, адрес, словесный портрет, особые приметы...
– И особые склонности? – улыбнулась я.
– Вот именно: в первую очередь надо знать, что жулик совершает и каким способом...
– А почему в первую очередь?
– Потому что большинство преступников – люди без воображения, – серьезно ответил Стас. – Удался ему один прием, и он начинает им пользоваться от души...
– Так, ну а дальше?
– А дальше машина начинает с немыслимой скоростью отбирать те карточки, в которых сходятся данные, указанные свидетелями, – их для краткости называют «поисковыми признаками». Пошли, сейчас сама увидишь...
А Халецкий тем временем методично спрашивал потерпевшую:
– Веснушки? Бельмо? Зубы все? А металлические? Может, кривые? Или желтые? Усы? Оспины?..
Женщина отрицательно качала головой.
– Сутулость? Родинки?..
– Есть! – Возбужденно закричала женщина. – Есть родинка, под глазом... – И, задумавшись, неуверенно добавила: – Не помню только, под каким... Большая, с копейку...
Халецкий нажал еще одну клавишу, и снова:
– Рубцы на лице или на руках? Ожоги? Ямка на подбородке?..
– Нет... нет... нет...
– Говорит с акцентом? Заикается? Картавит? Жестикулирует?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заметки о творчестве киноактрисы, лауреата премии Ленинского комсомола Валентины Теличкиной