Воспоминания о Константине Симонове
Я понимаю, что рассказ о том, как мы попали в отдельную квартиру, теперь неактуален и ничем не примечателен для современного читателя. Но мне этот эпизод запомнился на всю жизнь, да и Симонов любил его вспоминать.
В поэме «Пять страниц» есть строки:
Может, просто нам тесно?
Но семь с половиною метров,
Если все хорошо, –
разве этого мало для двух?
Хотя поэма нарочито отделена от судьбы автора и использован немудреный прием – найденные случайно чужие письма, метраж симоновской жилплощади того периода, который для его друзей в знакомых деталях отчетливо проступал сквозь условные обстоятельства поэмы, был назван точно – семь с половиной метров.
В поэме «Первая любовь» присутствуют «мужские неуютные углы», а «метраж» все тот же – семь с половиной метров:
Весь этот мир, в длину и ширину
Давно измеренный тремя шагами...
В поэме «Иван да Марья», что называется, во первых строках, описывается общежитие начсостава в монастыре:
– где я, позвольте представиться,
Жил в соседней келье направо
С мамой, с папой, в маленькой комнате...
Я мог бы еще цитировать, но, пожалуй, достаточно приведенных строк, чтоб точнейшим способом – при помощи стихов – вспомнить, что Симонов вырос в коммунальных квартирах, впрочем, как все его сверстники.
Нет, не все! Один юноша из нашей компании – артист Владимир Дыховичный (он начинал, как артист, читал с эстрады нашей стихи, а потом сам увлекся сочинительством, особенно преуспел в комедийной драматургии; одна из пьес написана им в соавторстве с Симоновым) имел отдельную квартиру. Уточняю: квартира принадлежала его отцу- – архитектору. Строительство в Москве тридцатых годов только начиналось, возведение каждого дома становилось событием. Возникло несколько кооперативных домов – может быть, два-три на всю столицу.
При всей исключительности таких событий существовала традиция: архитектор получал отдельную квартиру в возведенном по его проекту доме. Дыховичный приглашал товарищей в родительские хоромы, но тогдашние молодые люди были народ занятой, визит все откладывался.
Однажды Дыховичный собрался на гастроли, родители его уехали за город, а Симонову и мне была вручена целая связка ключей: нам предоставлялась невероятная возможность пожить три дня в отдельной квартире. Не скрою, старшие Дыховичные не хотели оставлять квартиру без присмотра: как всегда бывает летом, возникли фольклорные истории о ворах-домушниках, особо интересующихся отдельными и уж, разумеется, кооперативными квартирами. К тому же в квартире оставалась кошка, ее надо было кормить.
Проводив Дыховичного на Курский вокзал, гордые оказанным доверием, мы отправились в Большой Харитоньевский переулок, отомкнули солидную, тяжелую дверь и вошли в переднюю.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.