Речь Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева на XVII съезде профсоюзов вызывает энтузиазм, новый трудовой подъем комсомольцев, советской молодежи, всего нашего народа
И тогда, на съезде, и сейчас о многом думаешь прежде всего применительно к своему краю, к своему коллективу. Вся наша жизнь и вся польза, которую мы должны и можем принести, связаны с освоением недр Западной Сибири. Если можно так выразиться, мир, жизнь, смысл работы открываются нам с буровых вышек. Нет сегодня такого буровика, который бы не понимал, что значат наша нефть и наш газ для экономики страны, для дела мира. Нет сегодня такого работника в Сибири, который бы не сверял свой рабочий шаг с мыслями и положениями, высказанными в речи товарища Брежнева.
Есть ли у нас, сургутских буровиков, успехи? Да. Коллектив нашего УБР-2 удостоен Знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за трудовые достижения в первом году одиннадцатой пятилетки и занесен на Доску почета ВДНХ. Мы добились высшего результата в стране, дав в среднем на бригаду 84 тысячи метров проходки. Предел ли это? Ни в коем случае... Наша цель – 100-тысячный, рубеж в конце пятилетки.
Дойти до этой цели будет непросто. Круг наших забот – в постоянной работе с людьми, в совершенствовании бригадного подряда, во всемерном развитии социалистического соревнования на его основе, во внимании к соцкультбыту. Да, нас в полной мере касаются все вопросы, поднятые в речи товарища Л. И. Брежнева на профсоюзном съезде. Прошедшая суровая зима добавила нам опыта, многому учила заново. Но, впрочем, и убедила, что все нажитое прежде, взятое на вооружение, нельзя ни забывать, ни оставлять без движения. Сегодня не может быть самоотверженности без мастерства, рук без головы, желания без умения. Расскажу о таком* случае. ...Шел подъем бурильного инструмента. Верховой забыл закрыть фиксатор, и утяжеленная бурильная труба выскользнула и замерла на помосте в угрожающем, наклоне. Буровики попробовали выправить ее лебедкой, но только еще хуже сделали: труба дала новый крен. Упала бы – много б вокруг покрутила, наделала бы беды... Техника безопасности для нас – все. Но бывают такие случаи, когда себя жалеть невозможно. Имею я в виду и этот случай. Промедление, растерянность – и все могло бы кончиться неизвестно как. Но комсомолец, буровой мастер Шукюров, взяв строп с петлей на конце, поддел трубу и позвал верхового, мол, делай, как я. Тот на секунду отступил. Понимал, что надо карабкаться вверх с тяжелой обузой. «Как я полезу!» И тогда Шукюров отправил молодого буровика по огражденной стороне, стремянки, а сам стал карабкаться открытой. Осилили задачу. Был риск? Да. Но был и опыт, был расчет. И никто, никакой дядя со стороны не сделал бы за них среди тайги и болот то, что сделали они сами, исправляя ошибку.
Но это, конечно, случай исключительный. Хотя у нас давно стало непреложным законом в бурении: все, что зависит от нас, делать до конца, не отступая ни перед чем.
Хотелось бы упомянуть и о роли школ передового опыта. В нашем управлении их две – на базе бригад Воловодова Василия Ивановича и Спицына Анатолия Дмитриевича. О чем идет речь на занятиях этих школ, что выверяется? Речь идет прежде всего об ускорении, о форсированных режимах бурения, а стало быть, о повышении производительности нашего труда. В этом мы видим смысл призыва партии вести дело в условиях Сибири «не числом, а умением». Использование техники, профилактика работы – эти усилия направлены на повышение качества всех операций. А уж высшее искусство буровика состоит в умении сокращать время на совмещении операций... Что это все дает? Дает немало, но прежде всего повышает профессиональное мастерство людей. Например, бригаду Воловодова можно назвать кузницей наших кадров. Когда создавалась у нас новая бригада, одну вахту целиком мы взяли у Василия Ивановича.
Огромное значение имеет для нас бригадный подряд, по которому мы работаем уже продолжительное время. Бригада получает сквозной наряд на весь куст скважин. Это дает возможность широкого маневра, имеет решающее значение для всех показателей, повышает ответственность, развивает рабочую смекалку. Например, если бригада потеряла время на какой-то одной, трудной, «невезучей» скважине, она перекроет его на другой, ибо сами члены бригады – хозяева положения и отвечают за конечный результат труда. Наше правило: «Если на одной скважине потерял, на другой сэкономил»...
Однако здесь я подхожу к одной серьезной проблеме, которая касается не только нашего управления. Разговор пойдет о наших связях со смежниками. Дело в том, что в условиях бригадного подряда, который утвердился среди буровиков, они не заинтересованы в результатах нашей работы. Ни в чем! Несмотря на тесную связь с нами. Ни дорожники, ни геофизики, ни строители ЛЭП, работающие «на нас», ни морально, ни материально не поощряются, если, скажем, буровики перевыполняют план и даже обязательства. Не говорю уже об обратном: они и не наказываются, если общий наш результат не достигает требуемых показателей. Что же получается? Нет общего стимула в общей нашей работе. И зачастую все, буквально все зависит от личных отношений, симпатий или антипатий начальников тех или иных служб, мастеров, бригад... С этой практикой пора покончить раз и навсегда. Этого требует, это диктует закон бригадного подряда.
Далее. Я глубоко убежден в том, что условия работы буровых бригад на буровых вышках надо максимально приблизить к цеховым. В первую очередь следует укрывать, утеплять рабочие площадки вышек. Пусть на них будет температура хотя бы +1. Вопрос это серьезный, и в его решении требуются усилия целого ряда ведомств и организаций.
Вплотную к нему примыкает и проблема спецодежды. Кстати, это проблема старая, навязшая, как говорится, в зубах. Например, сейчас у нас на складе лежат без всякого движения двести пар валенок и двести шапок – все маленьких размеров. Но дело в том, что на сегодняшний день поставщики никакой ответственности за комплектность спецодежды не несут. Выход? Я предлагаю одну из мер: в городах типа Сургута и Нижневартовска ввести магазины специализированной одежды. Это упорядочит дело и повысит ответственность поставщиков, которые сегодня отвечают только за вал, за штуки, но не за безошибочное, рациональное и ритмичное снабжение рабочей спецодеждой.
Словом, есть над чем работать.
Хочу сказать еще о комсомольско-молодежных коллективах в бурении. Они себя во всем оправдывают – целиком ли это бригада, или отдельные вахты... И от души желаю им превосходить по всем параметрам нас, «ветеранов». Непрерывность цикла бурения должна быть гарантирована и стремлением учеников превзойти учителей.
Всем нам есть во имя чего работать.
Нам дорого мирное небо над Сибирью, над страной – ради мира на земле, ради процветания нашего народа мы будем работать еще лучше.
Тысячи комсомольско-молодежных коллективов страны встречают XIX съезд ВЛКСМ весомыми достижениями, участвуя в соревновании «Одиннадцатой пятилетке – ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых». Кроме количественных показателей, их рабочий поиск характеризует новаторство в решении сложных проблем производства, учебы и воспитания у молодежи подлинно коммунистического отношения к труду. Возьмем главный девиз нынешней пятилетки – о бережливости. Для многих молодых рабочих он стал понятием не только экономическим, но и нравственным. Обратимся к не менее важной проблеме пятилетки – переводу трудовых коллективов на бригадный подряд. И здесь видим строгую атмосферу заинтересованности в совершенствовании работы. Становление новых комсомольско-молодежных коллективов возможно при постоянном, неотрывном внимании к ним. Об этих и некоторых других сторонах жизни КМК идет речь в публикуемых материалах сибирского буровика, карагандинского шахтера, петрозаводского журналиста, партийного руководителя из Москвы.
Пуск новой линии метро – всегда заметное событие в жизни города. Нетерпение, с которым москвичи ожидают ввода в строй подземных магистралей, нам хорошо понятно: метро – это скорость, комфорт, экономия времени, точность. И чем ближе срок пуска, тем с большим вниманием следят горожане, особенно новоселы, за положением дел на стройплощадках.
Наши работники были как-то свидетелями такой ситуации. Около строящейся станции остановилась группа прохожих; как водится, завязался обмен мнениями по поводу темпов строительства. На месте будущего вестибюля еще зиял пустой котлован, а плакаты извещали, что станция будет сдана в течение месяца. «За месяц им не успеть, – усомнился один из прохожих. – Вон еще сколько работы». «Ошибаешься, – возразил другой, – раз Метрострой обещает – значит, сделает». Видимо, товарищ знал о том, что уже много лет все свои объекты Метрострой всегда сдает вовремя. Не стал исключением и этот случай. Верность данному слову я бы назвал главной традицией Метростроя – на ней воспитано уже несколько поколений строителей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Воспоминания о Константине Симонове