Фестиваль Burning Man

Сергей Грингауз|14 Октября 2010, 16:25| опубликовано в номере №1752.1, октябрь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Горящий человек в песках Невады

Фотосъемка: Жахонгир Каримов

Все говорят: Burning Man, Burning Man. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Те, кто был там, делятся на две категории. Первые молчат и улыбаются. Вторые восторженны и многословны. «Это грандиозно! – говорит нам сияющий собеседник. – Это немыслимо, невиданно и неслыханно, это душевный и физический оргазм длиной в неделю!»

Есть такая притча про пятерых слепцов, которых попросили описать слона. Один потрогал ухо и сказал, что слон – это ковер. Другому досталась спина, и он сказал, что слон высок и крепок, как гора. Третий гладил хобот, четвертый – ногу, пятый – хвост, и каждый составил о слоне соответствующее впечатление. Burning Man – это тот же слон, а участники фестиваля, бернеры, – те самые слепцы, которых, прежде чем подпускать к слону, накормили стимуляторами.

В 2010 году не слишком стремительное течение моей жизни вплотную поднесло меня к берегам таинственной гавани. Вход в гавань стоил 300 долларов, но я выложил деньги, потому что вспомнил, что лучше жалеть о сделанном, чем об упущенном. А вдруг и мне улыбнется там счастье, вдруг увижу я небо в алмазах, открою для себя смысл жизни, встречу любовь, обрету друзей, или, на худой конец, попробую уже эти хваленые грибы?

А главное, мне предстояло провести почти неделю в пустыне. Мне обещали жару, пыль, песчаные бури, встречи с новыми людьми, событиями и веществами в отрыве от цивилизации во всех ее проявлениях (кроме мобильных туалетов). В смысле выживания, еды и воды я мог полагаться только на собственные силы.

Интернет сообщил, что Burning Man – это ежегодный эксперимент по радикальному самовыражению. Проводится он в пустыне Black Rock в Неваде, она же плайя – дно пересохшего доисторического озера, второе по величине плоское пространство Северной Америки. Плайя состоит не из песка, а из щелочной пыли, что делает недельное проживание на ее необъятных просторах еще более увлекательным.

О происхождении фестиваля я узнал следующее. В 1986 году 20 человек сожгли двухметровую деревянную фигуру человека на пляже Бэйкер Бич в Сан-Франциско. Зачем – неизвестно. Считается, что они отмечали летнее солнцестояние. После этого сожжение превратилось в ежегодную традицию. В 1990-м его пришлось перенести в пустыню, так как событием заинтересовалась полиция – народу приходило все больше, а Человек становился все выше. В этом году 32-метрового Человека жгла без малого 51-тысячная толпа. Некоторые плакали.

Но ритуальное сожжение – это только финал вакханалии свободного духа. Прежде чем перейти к личным впечатлениям, приведу некоторые из Десяти Принципов фестиваля, которые довольно точно связывают объективную реальность стороннего наблюдателя и субъективную реальность участника:

Участником может стать каждый. Предварительных условий, кроме денег на билет, не требуется.

Подарки – неотъемлемая часть фестиваля. Каждый делится всем со всеми.

Полный отказ от денег. Купить на территории лагеря можно только кофе и лед, да и то с трудом – очереди.

Радикальное самообеспечение – каждый участник должен заранее озаботиться всем необходимым для жизни в пустыне: едой, одеждой, велосипедом (расстояния в лагере немалые) и водой, включая воду для мытья.

Радикальное самовыражение – в каждом из участников приветствуется желание превратить себя, свой лагерь и средства своего передвижения в произведения искусства.

Гражданская ответственность – нравственный закон никто не отменяет, а уж федеральное законодательство и Уголовный кодекс штата Невада и подавно.

«Не оставляй следов» – очень важный принцип. Весь мусор участники увозят с собой. Когда я гулял по плайе, бычки складывал в рюкзак.

Участие и непосредственность – тут добавить нечего.

Тринадцать часов езды из Сиэтла. Мы ехали впятером в комфортабельном автодоме, малодушно взятом напрокат. У нас был туалет, два душа и кондиционер. Для всех пятерых поездка была первой, и мы решили перестраховаться. Позже мы узнали, как добродушно презирают настоящие бернеры людей из автодомов.

Девушка, проверявшая наши билеты на въезде в лагерь, задрала майку и прижалась к боковому пассажирскому стеклу грудью. Отпечаток двух сосков мы привезли с собой в Сиэтл.

Там же, на воротах, узнав, что мы девственники, то есть новички на BM, нас заставили раздеться догола (опционально) и вываляться в пыли (обязательно). Некоторые с удовольствием раздевались. Потом мы изо всех сил били арматуриной по специальной рельсе и кричали во все горло: «I am not a virgin anymore!» («С невинностью покончено!»).

Блэк Рок Сити – это природный амфитеатр диаметром 2,5 километра, в центре которого возвышается тот самый Человек. «Город» состоит из тематических лагерей, деревней, инсталляций, стоянок туристов-одиночек и фургонов вроде нашего. Каждая точка в городе имеет адрес – концентрические улицы называются буквами по алфавиту, а радиальным авеню даны названия, соответствующие часам на циферблате. Мы нашли место для своего автодома на перекрестке улиц J (Jerusalem) и 3:30.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

Ярослав Корец , 24.10.2010 20:23

Спасибо за репорт, интересно. А можете расписать приблизительный бюджет поездки: дорога, дом на прокат, вода/еда, и т.д. Хотим в следующем году съездить туда с друзьями.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Я, Элбот

Проституция и тест Тьюринга

Мы умрем, а они останутся

Московские учителя – о секретах профессии

Вперед, в прошлое!

Машина времени для музыкальной индустрии

в этом номере

Мои слабоалкогольные ночи

Краевед Можаев — о борьбе с запретами

Искусство глазами медбрата

Бело-розовое сало и многое другое

Острая музыка

Концерт для пилы и памятника Жукову