К 100-летию комсомола

Аюрар Ярлыкапов|3 Апреля 2018, 13:35
  • В закладки
  • Вставить в блог

          О состоявшемся круглом столе по интернациональному воспитанию молодежи 

   29 марта в зале Учёного Совета Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках подготовки к 100-летию ВЛКСМ состоялся круглый стол, организованный одним из Рабочих групп Оргкомитета по встрече юбилея на тему:  «Интернациональное воспитание молодёжи. Современные аспекты». В работе секции приняли участие Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1968-1977 гг.)  Е.М.  Тяжельников;  секретарь ЦК ВЛКСМ (1959-1970 гг.) А.Х. Везиров;  бывшие первые секретари: ЦК ЛКСМ Молдавии П.К. Лучинский,  Башкирского обкома ВЛКСМ  А.Б.  Ярлыкапов,  Якутского – А.А. Томтосов и А.К. Акимов,  Львовского обкома ЛКСМ Украины В.Б. Окпыш, Абхазского обкома ЛКСМ Грузии  Б.В. Кобахия, представители науки, общественных организаций и студенческой молодёжи, а также  ведущие специалисты по интернациональному воспитанию.

            Со вступительным словом заседание открыл руководитель Рабочей группы Ф.С. Санакоев, бывший первый секретарь Юго-Осетинского обкома ЛКСМ Грузии. В обсуждении выступили: В.А. Михайлов, министр по делам национальностей РФ (1995-1998 гг.), доктор исторических наук, профессор,  известный  специалист в области национальных и федеративных отношений; П.К. Лучинский, первый секретарь ЦК Компартии Молдавии (1989-1991 гг.), Секретарь ЦК КПСС (1991 г.)  и член Политбюро ЦК КПСС (1990-1991 гг.), Президент Молдавии (1996-2001); Н.П. Кошман, председатель правительства Чеченской Республики (1996 г.), руководитель Федеральной службы специального строительства России (1997-1998 гг.), заместитель Председателя правительства Российской Федерации (1999-2000 гг.), генерал-полковник;  Л.Н. Доброхотов,  доктор философских наук, профессор, главный учёный секретарь РГТЭУ; А.К. Акимов, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ; А.Х. Везиров, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР,  первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана (1998-1990); Максим Биккулов, студент РУДН; Б.В. Кобахия, заместитель генерального директора ООО «Энергоатоминвест», кандидат социологических наук;  Полина Ефанова, студентка   МГЛУ; И.Ф. Санакоев, председатель правления Российско-Китайского центра  торгово-экономического сотрудничества;  А.А. Сазонов, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Центра исторических исследований  РГТЭУ;  В.К. Хомерики, доктор экономических наук, профессор, президент Конгресса национальных объединений России, первый вице-президент общества «Грузины в России»; А.А. Невицкий, ответственный работник аппарата ЦК ВЛКСМ, первый секретарь Юрмальского горкома КП Латвии, координатор программ  Московского культурно-делового центра в Латвии (1980-1990-е годы), Ольга Феногенова, руководитель детского Центра им. Ю.А. Гагарина.

            В заключение с содержательной речью выступил тепло встреченный участниками заседания Е.М. Тяжельников.  Он отметил не только  важность круглого стола, но  и рассказал о развёрнутой в стране большой работе  по  встрече 100-летнего юбилея ВЛКСМ.

            Обсуждавшие поставленную в повестке дня тему акцентировали   своё внимание на важных и существенных аспектах, которые  серьёзно влияют   на современную политическую ситуацию в мире и в стране, которые  сильно довлеют на процессы воспитания подрастающего поколения. Это, прежде всего, экономическая и мировоззренческая глобализация с доминированием  либерально-консервативной идеологии во всех сферах жизнедеятельности  человека и общества. Основной целью и главным мотивом этого феномена   является реализация экономических интересов олигархического капитала – получение наивысшей прибыли в ущерб всестороннему развитию личности. Не формирование сознательных членов общества, не сбережение человеческого капитала  через  удовлетворение  его растущих потребностей, а накапливание и наращивание богатства в руках узкого круга  людей - унии. Такое  же происходит и в России. Для такого явления понятие «интернациональное», означающее «человек человеку – друг, товарищ и брат», чуждо в принципе. Для него важно другое, а именно - формирование  «толерантности», то есть, в переводе на русский язык, «терпимости». А это не только затрудняет проведение в жизнь гуманистических целей, но и серьёзно  препятствует делу интернационального воспитания молодёжи.  

            Отмечалось также, что интернациональное воспитание – это  целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Интернациональное воспитание – это процесс приобщения граждан той или иной национальности  к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Интернациональное воспитание  должно быть направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений ради достижения общих целей. Поэтому в  СССР дело интернационального воспитания осуществлялось постоянно и целеустремленно. Подчёркивалось, что интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Наряду с этим, конечно же, имели место и формализм, и  показные мероприятия и другие  негативные стороны. Однако после распада СССР  в современной России воспитанию интернациональному не придается должного значения. Можно сказать, оно вообще не ведется. Забываем о том, что страна многонациональная и многоконфессиональная. Хотя при этом имеется большая тяга населения бывших Союзных Республик к России, к своему «старшему брату».

            Говорилось о путях и внутренних резервах для активизации интернационального воспитания молодежи. В условиях, когда нет в стране руководящей партии, ориентированной на такую работу, и нет тоже такой молодежной организации как Комсомол, необходимо  искать альтернативные возможности для ведения работы по интернациональному воспитанию. Они есть. Много в стране разрешённых государством институтов. Надо ими только разумно  пользоваться. Пример - город Москва, где ведётся серьёзная системная работа в этом направлении    с выделением заметных  финансовых ресурсов (национально-культурные автономии, общественные национальные организации и объединения, Дом национальностей). Другое направление – усиление работы среди молодёжи в учебных заведениях. В этом плане, учитывая многонациональный характер нашей страны,  настало время  поставить вопрос о целесообразности  введения обязательной  программы по национально-культурному и интернациональному воспитанию учащихся. В современных условиях, исходя из усиливающегося давления на Россию со стороны отдельных государств, необходимо активизировать взаимодействие молодежных организаций с Всемирной Федерацией Демократической Молодежи (ВФДМ).          

            По итогам круглого стола принята соответствующая резолюция.

            Абрар Бадретдинович Ярлыкапов, д.э.н., профессор, академик РАЕН, профессор кафедры экономики и финансов РАНХ и ГС при Президенте РФ.



  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Это может изменить мир в ближайшем будущем

Пять изобретений и открытий

Высший уровень свободы

Петр Антипов, строитель автолетов

Фестиваль Burning Man

Горящий человек в песках Невады