О состоявшемся круглом столе по интернациональному воспитанию молодежи
29 марта в зале Учёного Совета Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках подготовки к 100-летию ВЛКСМ состоялся круглый стол, организованный одним из Рабочих групп Оргкомитета по встрече юбилея на тему: «Интернациональное воспитание молодёжи. Современные аспекты». В работе секции приняли участие Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1968-1977 гг.) Е.М. Тяжельников; секретарь ЦК ВЛКСМ (1959-1970 гг.) А.Х. Везиров; бывшие первые секретари: ЦК ЛКСМ Молдавии П.К. Лучинский, Башкирского обкома ВЛКСМ А.Б. Ярлыкапов, Якутского – А.А. Томтосов и А.К. Акимов, Львовского обкома ЛКСМ Украины В.Б. Окпыш, Абхазского обкома ЛКСМ Грузии Б.В. Кобахия, представители науки, общественных организаций и студенческой молодёжи, а также ведущие специалисты по интернациональному воспитанию.
Со вступительным словом заседание открыл руководитель Рабочей группы Ф.С. Санакоев, бывший первый секретарь Юго-Осетинского обкома ЛКСМ Грузии. В обсуждении выступили: В.А. Михайлов, министр по делам национальностей РФ (1995-1998 гг.), доктор исторических наук, профессор, известный специалист в области национальных и федеративных отношений; П.К. Лучинский, первый секретарь ЦК Компартии Молдавии (1989-1991 гг.), Секретарь ЦК КПСС (1991 г.) и член Политбюро ЦК КПСС (1990-1991 гг.), Президент Молдавии (1996-2001); Н.П. Кошман, председатель правительства Чеченской Республики (1996 г.), руководитель Федеральной службы специального строительства России (1997-1998 гг.), заместитель Председателя правительства Российской Федерации (1999-2000 гг.), генерал-полковник; Л.Н. Доброхотов, доктор философских наук, профессор, главный учёный секретарь РГТЭУ; А.К. Акимов, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ; А.Х. Везиров, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР, первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана (1998-1990); Максим Биккулов, студент РУДН; Б.В. Кобахия, заместитель генерального директора ООО «Энергоатоминвест», кандидат социологических наук; Полина Ефанова, студентка МГЛУ; И.Ф. Санакоев, председатель правления Российско-Китайского центра торгово-экономического сотрудничества; А.А. Сазонов, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Центра исторических исследований РГТЭУ; В.К. Хомерики, доктор экономических наук, профессор, президент Конгресса национальных объединений России, первый вице-президент общества «Грузины в России»; А.А. Невицкий, ответственный работник аппарата ЦК ВЛКСМ, первый секретарь Юрмальского горкома КП Латвии, координатор программ Московского культурно-делового центра в Латвии (1980-1990-е годы), Ольга Феногенова, руководитель детского Центра им. Ю.А. Гагарина.
В заключение с содержательной речью выступил тепло встреченный участниками заседания Е.М. Тяжельников. Он отметил не только важность круглого стола, но и рассказал о развёрнутой в стране большой работе по встрече 100-летнего юбилея ВЛКСМ.
Обсуждавшие поставленную в повестке дня тему акцентировали своё внимание на важных и существенных аспектах, которые серьёзно влияют на современную политическую ситуацию в мире и в стране, которые сильно довлеют на процессы воспитания подрастающего поколения. Это, прежде всего, экономическая и мировоззренческая глобализация с доминированием либерально-консервативной идеологии во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Основной целью и главным мотивом этого феномена является реализация экономических интересов олигархического капитала – получение наивысшей прибыли в ущерб всестороннему развитию личности. Не формирование сознательных членов общества, не сбережение человеческого капитала через удовлетворение его растущих потребностей, а накапливание и наращивание богатства в руках узкого круга людей - унии. Такое же происходит и в России. Для такого явления понятие «интернациональное», означающее «человек человеку – друг, товарищ и брат», чуждо в принципе. Для него важно другое, а именно - формирование «толерантности», то есть, в переводе на русский язык, «терпимости». А это не только затрудняет проведение в жизнь гуманистических целей, но и серьёзно препятствует делу интернационального воспитания молодёжи.
Отмечалось также, что интернациональное воспитание – это целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Интернациональное воспитание – это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Интернациональное воспитание должно быть направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений ради достижения общих целей. Поэтому в СССР дело интернационального воспитания осуществлялось постоянно и целеустремленно. Подчёркивалось, что интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Наряду с этим, конечно же, имели место и формализм, и показные мероприятия и другие негативные стороны. Однако после распада СССР в современной России воспитанию интернациональному не придается должного значения. Можно сказать, оно вообще не ведется. Забываем о том, что страна многонациональная и многоконфессиональная. Хотя при этом имеется большая тяга населения бывших Союзных Республик к России, к своему «старшему брату».
Говорилось о путях и внутренних резервах для активизации интернационального воспитания молодежи. В условиях, когда нет в стране руководящей партии, ориентированной на такую работу, и нет тоже такой молодежной организации как Комсомол, необходимо искать альтернативные возможности для ведения работы по интернациональному воспитанию. Они есть. Много в стране разрешённых государством институтов. Надо ими только разумно пользоваться. Пример - город Москва, где ведётся серьёзная системная работа в этом направлении с выделением заметных финансовых ресурсов (национально-культурные автономии, общественные национальные организации и объединения, Дом национальностей). Другое направление – усиление работы среди молодёжи в учебных заведениях. В этом плане, учитывая многонациональный характер нашей страны, настало время поставить вопрос о целесообразности введения обязательной программы по национально-культурному и интернациональному воспитанию учащихся. В современных условиях, исходя из усиливающегося давления на Россию со стороны отдельных государств, необходимо активизировать взаимодействие молодежных организаций с Всемирной Федерацией Демократической Молодежи (ВФДМ).
По итогам круглого стола принята соответствующая резолюция.
Абрар Бадретдинович Ярлыкапов, д.э.н., профессор, академик РАЕН, профессор кафедры экономики и финансов РАНХ и ГС при Президенте РФ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Пять изобретений и открытий
Петр Антипов, строитель автолетов
Горящий человек в песках Невады