Победа!

Мелитон Кантария| опубликовано в номере №1151, май 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вспоминает Мелитон Кантария

Подступиться к рейхстагу было не так-то просто. Сквозь сизый дым, висящий над Королевской площадью, видно, что он приготовился к смертельной схватке. С обеих сторон парадного входа – с десяток зениток. Все окна заделаны кирпичом, зияют только черные продолговатые щели для пулеметов. Площадь перед рейхстагом изрыта окопами и рвами, в которых засели вражеские минометчики, фаустники, снайперы. Из Тиргартен-парка бьют танки и самоходки, по самые башни вкопанные в землю.

Сперва нам казалось, что преодолеть это ревущее, грохочущее пространство просто невозможно. Сколько тысяч километров прошел советский солдат по дорогам войны, в метель и в зной, в грязь и в дождь, под пулями и бомбами, а эти последние 300 метров были, наверное, самыми тяжелыми. Но каждый понимал, что их надо во что бы то ни стало преодолеть. Никто не думал в те минуты ни о жизни, ни о смерти.

Как только первые штурмовые группы поднялись в атаку, меня и Егорова вызвали к командиру полка подполковнику Ф.М. Зинченко, без всяких предисловий, он взял в углу стоявшее брезенте знамя и протянул его нам: «Прорветесь в рейхстаг и поставите то знамя на куполе. Выполняйте, желаю успеха!»

Наши уже были в рейхстаге, когда вместе с бойцами других рот и взводов нам с Егоровым удалось преодолеть канал, пересекавший площадь. Фашисты, видимо, перенесли основные силы в рейхстаг, и мы в общей массе побежали вперед. Достигнув ступенек рейхстага, привязали знамя на высоте своего роста.

Здесь во всю шел бой. Гитлеровцы, засевшие в подвалах отбивались Фауст-патронами. Ядовитые дым от них распространился по этажам. Когда второй этаж был очищен от гитлеровцев, замполит батальона Берест, увидев нас, приказал перенасте знамя наверх… Нашли окно, которое выходило на площадь, и просунули знамя в узкое отверстие. Берест с автоматчиками прикрывали нас от фашистов.

Нам надо было обязательно найти ход на крышу. В конце какого-то коридора мы нашли витую железную лестницу. Она была вся перебита, и мне пришлось сбегать вниз, где я еще раньше заметил стремянку. По ней-то мы и выбрались в угловую башню, а оттуда уже спрыгнули на крышу. Осмотрелись по сторонам: кругом скульптуры каких-то рыцарей, а сама крыша чем только не завалена. Посредине крыши – купол. Огромное застекленное полушарие. Увидели недалеко конного рыцаря с вытянутой рукой. Привязали было к ней, но тут же спохватились: получается наше знамя фриц держит. А тут в брюхо коня попал осколок – в образовавшуюся пробоину и вставили древко. И вдруг среди неистовства звуков различаю тихий голос Егорова:

– Слышь, Мелитон, а ведь одолели мы их!

Не помню сколько времени мы находились на площадке. Когда доложили полковнику о выполнении задания он обнял нас, пожал каждому руку и тут же позвонил по телефону командиру дивизии:

– Товарищ генерал. Знамя Военного совета укреплено на куполе рейхстаге!

А в мрачных лабиринтах еще продолжалось сражение. Длилось оно до раннего утра 2 мая, когда гитлеровцы, оборонявшие рейхстаг, поняв безысходность своего положения капитулировали.

Над поверженной столицей германского рейха гордо развевалось красной Знамя Победы!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Космос становится ближе

Россия строит планы освоения Вселенной и использует спутники для посева пшеницы

Простые идеи хороших парней

«Любая идея, чарующая нас, совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться» (Ричард Бах)

Великая собачья революция

Почему герои получаются только из дворняжек

в этом номере

Память

Монолог бывшего летчика-штурмовика,