Андрей Мартынюк - отец семейства, который занимается «ерундой»
50 лет, Дзержинск, Белоруссия. По образованию - инженер электросвязи, последнее место работы - компания, производящая лестницы для коттеджей.
«Одно время у нас вечерами часто были перебои с электричеством. При свечках не почитаешь, и я решил сделать граммофончик из дерева, чтобы хоть музыку можно было слушать, - рассказывает Андрей Мартынюк. - Крутишь ручку и слушаешь пластинку на 78 оборотов. При свечах».
Из дерева он делает также скрипки, электрогитары и часы.
Из дерева - имеется в виду ПОЛНОСТЬЮ из дерева. Не только корпус, не только отдельные детали. А ВСЕ, включая все, самые хитрые и маленькие части.
Интерес к изобретениям зародился у Андрея вместе с просмотром диафильма, в котором рассказывалось о Кулибине. Учиться отправился в технический вуз, на факультет электросвязи, по стопам родителей. Правда, пространства для конструкторского творчества профессия не оставляла.
Возможно, руки до создания хитрых механизмов из дерева у Андрея в прямом смысле бы и не дошли, но случилась перестройка. Содержать семью на зарплату инженера стало невозможно, и он отправился работать в кооператив, который занимался деревянными интерьерными работами - отделкой кафе, ресторанов.
Позже удалось оборудовать свою мастерскую. Сам себе соорудил небольшой станочек ЧПУ с управлением от компьютера, с помощью которого можно быстро и качественно вырезать стрелки и цифры для часов, делать рельефы для дизайнерской обработки.
Первые часы мастер делал почти три года - руками ведь нужно было и на хлеб зарабатывать. Первая попытка сделать точную копию металлических часов не удалась. Андрей стал учиться - нашел книги о часах, стал ставить эксперименты. Особенно проблематичной оказалась пропитка древесины. Методом проб и ошибок он «придумал» вакуумную пропитку. Позже оказалось, что ее используют уже давно. «Иногда не удается встретить нужную информацию в литературе, изобретаешь велосипед. А потом выясняется, что открытие это давно уже кто-то сделал», - комментирует умелец.
Зарубежные мастера, по его словам, делают часы только из березовой фанеры - финской, как ее называют у нас, или балтийской, как ее называют в Америке. Такая фанера уже пропитана заранее, с ней проще работать. Но белорусский искусник считает, что изделия из фанеры уступают по своему внешнему виду тем, что сделаны из цельного куска дерева - на дереве можно сделать резьбу, нанести рисунок.
В России и Украине Андрей знает несколько человек, которые занимаются деревянными часами. Знает и на Западе человек десять, кое с кем даже переписывается и обменивается опытом.
Белорусские друзья помогли ему создать часы с боем - из деревянных предметов сложно извлечь достаточно качественный звук, если не использовать струны, поэтому пришлось отлить несколько разных по размеру и звуку керамических колокольчиков.
Андрею нравится делать неодинаковые часы - с крючковым спуском, например. Или установить gross hupper - устройство с двумя подвижными рычагами, с виду напоминающий насекомое. Сейчас мастер озадачен запуском серии - импровизации на тему маятника. Например, чтобы два маятника параллельно колебались навстречу друг другу. Или сделать маятник горизонтальным. А еще Андрей мечтает водрузить башенные часы на собственном доме - большие часы с большими шестеренками, циферблат овальной формы примерно 2 м в ширину и 3,5 м в высоту.
В основном он делает настенные или напольные варианты часов. Большие. Ему интересно делать фундаментальные вещи, большие. «Карманные часы тоже можно сделать. Но хочется, чтобы было видно, как шестеренки двигаются, чтобы маятник был большим. Чтобы какая-то монументальность была в этом», - объясняет он.
Мастер говорит, что все свои часы делает ради удовольствия. Для того, чтобы это занятие стало главным, нет достаточного сбыта. Так что пока он создает деревянные часы в свободное от основной работы время. А иногда - и вместо нее.
«Когда отец семейства в течение 2-3 месяцев сидит и занимается ерундой, которая не приносит денег, семья должна бить тревогу. Но мои домашние, - и жена, и дети - все относятся к моим увлечениям с пониманием и одобрением», - заверяет умелец.
За 15 лет ему удалось продать 8 часов. И не только ради денег - они совершенно небольшие. Андрей говорит, что когда несколько деревянных часов висят дома, у него притупляется энтузиазм. А вот когда часы разбирают - когда освобождается стенка, на которой они обычно висят, - вот тут сразу появляется творческий зуд, мастеру «хочется заполнить свободное пространство чем-то новеньким».
Кроме часов Андрей делает электроскрипки и электрогитары. Сначала он попробовал несколько пород дерева. Когда понял, какое звучание дает каждая, сделал скрипку. Для образца взял фотографию инструмента фирмы Yamaha, но звук его не устроил. «Основным материалом был клен, и она получилась писклявень-кая, много высоких тонов. Потом я сделал скрипку из красного дерева, только гриф кленовый, появилось больше низких тонов, звук стал более мягким, бархатным». Андрей говорит, что очень любит музыку, но сам играть не может - плотничая, немного повредил пальцы левой руки. Но, приступая к работе, первым делом включает музыку. Жена Андрея преподает игру на скрипке. Для ее ансамбля мастер сделал пять электроскрипок, электровиолончель, бас-гитару, электрогитару, соло-гитару.
У семьи Мартынюков есть семейный ансамбль. «Мы даем концерты, ездим по школам, детским домам и в центр для детей-инвалидов, чтобы приобщить их к хорошей музыке, - рассказывает Андрей. - Чтобы знали, что кроме попсы, которую постоянно крутят по ящику, есть еще другая музыка. Наш репертуар - от Пресли, «Битлз», «Роллинг Стоунс» до современных групп».
Реализация механических деталей в дереве - вопрос сложный. Например, на дерево очень сильно влияет влажность. После ряда экспериментов Андрей изобрел алгоритм: делает болванку из благородной древесины (дуб, ясень), затем по окружности пропиливает паз, в который вклеивает сегменты из твердой породы дерева, так, чтобы волокна сегментов были направлены вдоль зубца будущей шестеренки. Заготовку заранее разбивает на секторы по количеству шестеренок, чтобы склейки между сегментами попали в промежутки между будущими зубцами. Работа довольно кропотливая, требует усидчивости и упорства.
В некоторых моделях Андрей использует металлические концы валов, но чаще делает их из бамбука, чтобы не использовать детали из металла. Единственная проблема возникает с гирей, которая должна быть достаточно массивной, поэтому иногда мастер использует металлическую болванку, а чаще - делает деревянную кубышку, в которую закладывает пакет с раствором щебенки и цемента.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Песок рассказал историю про колибри
Евгения Вдовина - любительница приключений и «похимичить»
Юлия Жарая выбрала творчество без чертежей
Помойка – настоящий остров сокровищ, где можно найти удивительные вещи
Интервью с хранителем старинных обоев
Ярослав Иванов создает эмоции у наковальни
Детектив. Перевод с английского Дмитрия Павленко
Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!