Экспозиция классика московского концептуализма — в новой галерее искусства
Кабаковский «Красный вагон», его же «Альтернативная история искусства» (работы, выполненные им же, но от лица других художников)… С тем же успехом здесь можно было выставить и картонные коробочки, и детскую мазню мелками — посетители у «Гаража» были бы в любом случае: владелицей самой ожидаемой в этом году новой галереи стала Дарья Жукова, подруга Романа Абрамовича.
16 октября в бывшем Бахметьевском автобусном парке, построенном еще в 1927 году архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, открылся центр современной культуры «Гараж» (СCC Garage). Отреставрировала здание еврейская община. Она же, по словам Дарьи Жуковой, «доверила ей на какое-то время бахметьевский гараж» для проведения выставок.
В действительности «Гараж» открыл двери первым посетителям не 16 октября, а 12 июня. Но это была неофициальная, «закрытая» демонстрация нового центра — для друзей, будущих инвесторов и просто светской публики, перед которыми в конце вечера выступила приглашенная Жуковой Amy Winehouse.
Впрочем, и на официальном открытии были замечены директор крупнейшего в Англии музея современного искусства London's Tate Modern Николас Серота, владелец Christie's Франсуа Анри Пино, предприниматели Александр Мамут, Давид Давидович, Михаил Фридман, владелец одной из самых влиятельный американских галерей The Gagosyan Gallery Ларри Гагосян, экс-глава Роскультуры Михаил Швыдкой, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, владелица одноименной галереи Айдан Салахова, дизайнеры Алена Ахмадуллина и Денис Симачев, главные редакторы авторитетных журналов о моде Эвелина Хромченко и Алена Долецкая, ну, и, конечно, Роман Абрамович.
Стремление к прекрасному становится все более модным, а поговорка «художник должен быть голодным» давно уже изжила себя. Впрочем, в «Гараже» работы художников продаваться не будут. Это, кстати, его существенное отличие от небезызвестного «Винзавода», где располагаются лучшие галереи Москвы, продающие искусство, как говорится, «не отходя от кассы».
Почетную миссию первооткрывателей выставочной площадки «Гаража» взяли на себя художники Эмилия и Илья Кабаковы. Илья Кабаков — классик московского концептуализма, один из первых современных художников, получивших признание на Западе. С начала 90-х годов каталоги о русском искусстве XX века открываются «Черным квадратом» Малевича, а заканчиваются «тотальными инсталляциями» Ильи Кабакова.
В «Гараже» Кабаковы представили авторское повторение знаменитой инсталляции 1991 года «Красный вагон» — «привет» советскому прошлому, который художник передал с помощью картин в стиле соцреализма и мелодий эстрады тех лет. Надо заметить, что тема советской эпохи проходит через все творчество художника, но, конечно, ею не ограничивается.
Также Кабаковы продемонстрировали серию картин «вымышленных» художников — Шарля Розенталя и Игоря Спивака, а также самого Кабакова, выполнившего все эти работы под общим названием — «Альтернативная история искусства». На примере этой серии Кабаков показал свое видение истории искусства в России — если бы его развитие пошло не по пути авангардистского направления, а осталось на уровне классической живописи.
Первое, что видят зрители, войдя в выставочный зал, — это работы Шарля Розенталя. Огромная надпись на стене «рассказывает» нам о придуманной Кабаковым жизни автора: «Розенталь родился в Херсоне, на Украине. В 1914 году он поступает в художественно-промышленное училище барона Штиглица, где в течение четырех лет обучается живописи, рисунку и композиции, приобретая основы «реалистической школы». В 1918 году под влиянием новых художественных возможностей Розенталь уезжает в Витебск и поступает в художественное училище, организованное Марком Шагалом, а затем руководимое приглашенным туда Малевичем.
В 1923 Шарль переезжает в Париж. Но и там продолжает внутренне держаться за образы той действительности, которую он давно покинул, и, не обращая внимания на окружающую его парижскую жизнь, пристально вглядывается, пытается по фрагментам восстановить то, что происходит теперь в социалистической России. Этот период творчества быстро заканчивается, и теперь автора больше интересуют изображения небольших размеров в пределах белого холста большого формата. По его признанию, ему не удается полностью заполнить изображением картину, «как это делали мастера старой школы». В этот период в качестве элементов, «участников картины» выступают образы детских игрушек и цветные контуры.
В 1933 году художник трагически погибает на Монмартре под колесами потерявшего управление автомобиля. Символичная смерть на улице, взрастившей целое поколение великих художников, как бы ставит Розенталя в один ряд с Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Полем Сезанном и другими.
Следующий художник, представленный Кабаковым, — Игорь Спивак, уроженец Киева. Личность закрытая, так как информация о его обучении, да и вообще о жизни не сохранилась. Возможно, художник принадлежит к тем самым самородкам, которым суждено было полностью высказаться в нескольких ярких и значимых произведениях, чтобы затем навсегда затеряться в неизвестности.
Все работы Спивака носят ностальгический характер. Он относится к поколению, не пережившему действительные «реалии» социализма. У него, как и у многих молодых, возникает мифологический образ «великого героического прошлого». Главный и единственный цвет СССР — красный, и он становится главным признаком монохромных картин Спивака, так же, как и другой эстетический прием — умышленная незаконченность, где автор позволяет нам самим мысленно завершить пейзаж или портрет.
Возможно, такой принцип работы художника с картиной объясняется кратким воспоминанием о прошлом: «В Киеве я долгое время жил в общежитии, и в нашем туалете вместо туалетной бумаги лежали аккуратно нарезанные листы газет. На многих фотографии были разрезаны пополам или на части, и я давно заметил, что события на этих фото от недостающих частей не только не теряют свой смысл, а, наоборот, становятся еще более интересными и загадочными, чем если бы они были показаны полностью…»
И, наконец, завершает экспозицию сам Кабаков, придумавший всю эту мистификацию. Он предстает «учеником Розенталя», применившим в своем творчестве «розенталевские» находки: рисунок тонким невидимым контуром по белому холсту и «сдвиг» изображения. Этот сдвиг акцентируется плоской черной рамой, и создается почти наглядное впечатление, будто за поверхностью изображенной реальности находится другой мир, к миру реальному отношения не имеющий.
«Хотя он и провел 13 лет, получая художественное образование в школе и институте, не было никого, кого бы он смог назвать учителем», — написано в биографии И. Кабакова. И тут появился Розенталь, «в котором он по-настоящему нуждался, и который смог направить его поиски в нужную сторону. Странное и грустное во всей этой истории состоит лишь в том, что учитель и ученик так никогда и не встретили друг друга…».
Они встретились в рамках первой официальной экспозиции «Гаража». «Это не галерея, а скорее музей современного искусства», — подчеркивает его владелица. По словам Дарьи Жуковой, в будущем в Центре появятся библиотека, книжный магазин, кинозал, лекторий и кафе. То есть, по сути, «Гараж» должен взять на себя миссию общеобразовательного центра, куда будет «стекаться» интеллектуальная публика — обсудить современное искусство и узнать что-то новое.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Принцесса Зоя Палеолог
Стихи Анатолия Пшеничного
Наталья Борисовна Долгорукая
Ноябрь 2008
Почему ученый РАН не может жить без экстремальных путешествий
Известный космонавт — о судьбе, поисках «тарелки» и чудесных спасениях