Было на Запсибе

Гарий Немченко| опубликовано в номере №1178, июнь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Это как?

– А давай-ка рассудим: почему Братск гремит? Только и слышишь: Братск! Братск!.. Или КамАЗ, предположим? А теперь БАМ? – Он прищурился. – Да, кроме всего прочего, потому, что писатели, которые туда приезжают, потом так и пишут: было в Братске. Было на КамАЗе. Не стесняются адрес назвать. И вольно или невольно славу создают. А ты, слушай, столько прожил на Запсибе, а все куда-то в сторону уводил. Придумал Авдеевскую площадку вместо Антоновской. Сталегорск вместо Новокузнецка. Какая Авдеевская площадка? Какой Сталегорск? Потому-то о Запсибе никто и не знает!

Говорил он вроде бы шутливо, и строгость, которая иногда появлялась в голосе, была напускной, но меня это задело всерьез: а правда!

Долго я и тогда об этом думал и теперь нет-нет да и возвращаюсь к этой мысли: как же так, действительно, вышло?

Запсиб, что называется, взрастил меня, и трогательную его заботу обо мне никогда не забыть. Одно дело, что здесь я увидел такое, о чем не написать было просто нельзя. Другое – это отношение ко мне как к человеку, который «про нас напишет».

Бывает, запнешься на какой-нибудь крошечной детали и начинаешь тогда хмурить лоб, выхаживать положенные тебе километры. А мне иногда достаточно было надеть сапоги, выйти из дома, поднять руку и забраться в «коробочку».

– Предположим, братцы, вот такая история... Как бы вы?.. И каменщики Володи Иванова устраивали перекур, и

разговоры у нас были такие, что помню их и сейчас.

Потом было следующее: я жил в Новосибирске, «провожал» в печать первую свою большую книжку – «Здравствуй, Галочкин!». Вместе с редактором мы тогда придумали сцену аварии – что же это за «производственный» роман без хорошенькой аварии? – и мне надо было ее написать, но я все сомневался в деталях, а пойти в незнакомом городе и посоветоваться было некуда. Но мне повезло: однажды в гостиничном ресторане за столиком я услышал разговор, из которого понял, что соседи мои строители, да не какие-нибудь – кандидаты наук! И я, извинившись, робко начал объяснять ситуацию: может случиться такая штука? В главный корпус недостроенного завода железобетонных изделий затащили оборудование, чтобы оно не мозолило глаза приехавшей на стройку высокой комиссии, а там, как на грех, лопнула труба, и вода стала заливать это оборудование... Один из моих собеседников понимающе усмехнулся:

– Снабженец? Угробил, а теперь списать хочешь? И на сколько ты его?

Другой наклонился поближе, поинтересовался:

– Импортное?

Тогда я впервые понял, что такое – оторваться от матери-стройки.

А что была она, как мать, это точно. До сих пор у меня в бумагах хранится одна любопытная записка... Я тогда уже ушел из редакции, был, как говорится, на вольных хлебах, но за всякой надобностью по-прежнему обращался к старым своим шефам. В тот раз попросил разрешения вдали от шума пожить на пустующих зимой трестовских дачах, и заместитель управляющего Иван Максимович Молчанов на фирменном своем бланке размашисто написал: «Писателю треста «Кузнецкметаллургстрой» такому-то предоставить...»

Главный диспетчер Петр Никанорович Стародубцев, добрая душа, не раз и не два звонил в это время: «Ну, как ты там? Может, зубы на полку? Так ты давай честно, пришлю тебе с Володей рублей пятьдесят...»

Так где же все это действительно было? На Авдеевской площадке, что под городом Сталегорском? Или у нас на Запсибе?

Так-то оно так, да есть в этом деле и другая сторона.

На факультете журналистики я был в семинаре у Василия Петровича Рослякова, известного теперь писателя. Тогда мы, помню, не одно занятие и не два посвятили проблеме соотношения в очерке правды и вымысла... А потом, когда я поехал работать на Антоновскую площадку, все для меня в этом смысле решилось очень быстро. В первом своем очерке одного молодого шофера я назвал рыжим, и на следующий день после того, как вышла газета, под окнами нашей многотиражки затормозил «МАЗ», открылась дверца, и парень, не вылезая из кабины, стащил кепку и выставил макушку в раскрытое окно:

– Рыжий, да? Рыжий? А это ты видел? И приподнял с пола монтировку.

Другое дело кто-либо из заезжих газетчиков! Назвал тебя хоть серо-буро-малиновым – он теперь далеко.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пятилетка, молодежь, писатель

Член ЦК КПСС, первый секретарь правления Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Георгий Мокеевич Марков отвечает на вопросы журнала «Смена»

Сорок сороков

Рассказ