– Графики? – удивился Борис Сергеевич. – А я думал, что мода на них уже отошла. Ведь это просто игрушка, выдумка, и весьма, кстати, вредная, рассчитанная на доверчивых людей. Науки здесь никакой нет, только самовнушение. Как раз это и опасно: от самовнушения очень трудно избавиться. Если вам говорят (и не кто-нибудь, а наука!): «Сегодня быть беде!» – то из страха перед мнимой опасностью вы попадете во власть фрустрации – потери уверенности в себе и не сможете справиться даже с минимальными трудностями.
Сила самовнушения огромна.
Однажды во время войны инструктор сказал летчику авторитетным тоном: «Вы больны, летать не будете!» И совершенно здоровый человек действительно заболел...
Сам я был свидетелем такой ситуации. Наша машина пробиралась по узким улочкам Риги. Вдруг шофер ахнул: дорогу перебежала черная кошка. Через десять метров «Москвич» врезался в столб, хотя на шоссе мы были одни и ехали с небольшой скоростью. Вот вам и самовнушение!
А все эти графики строятся на весьма шаткой и не новой, кстати, гипотезе о трех ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном, – гипотезе, согласно которой можно якобы в день рождения предсказать всю вашу будущую жизнь до самой смерти. Многие годы об этой «теории» не вспоминали. Потом ее раскопали японцы. Настало время, когда в США, например, за монетку можно было узнать о своих «кризисных» днях – автоматы стояли на каждом шагу. Стали выпускать даже часы со шкалами трех ритмов. Но фирма прогорела: интерес, внезапно появившийся, так же внезапно исчез. Однако до сих пор еще кое-кто играет в эти игры, снабжая встречных и поперечных «графиками жизни».
Теория эта лженаучна в своей основе. Неизменных ритмов от рождения до смерти быть не может. Все меняется, организм стареет. В 40 лет человек уже не тот, что в 20, а в 60 не тот, что в 40. Измеряя характеристики суточного ритма, мы обнаружим постоянные изменения их фазы и амплитуды. А пресловутые три ритма словно выкованы из стали и проходят через непрерывно изменяющийся организм абсолютно неизменными якобы независимо от процессов старения, болезней, перегрузок.
Что же это такое – биологические ритмы? Строгое научное определение гласит: это форма движения живой материи, в которой объективно выражается единство и борьба противоположностей – разрушения и созидания. На этом и строится процесс самовоспроизведения. Этим отличается живое от неживого. Неживое, разрушаясь, не восстанавливается.
Рациональный расход сил требует ритма: после работы – отдых, после напряжения – расслабление, сон. С древних времен ритм «закреплялся» звуками: свист косы, удары молота... Этруски под звуки флейты месили тесто, устраивали кулачные бои. Жатва, сев, молотьба – для каждого вида труда были свои песни. У некоторых народов нельзя было петь песни умершего. Это объяснимо и с научной точки зрения – у каждого свой, характерный только для него ритм. А какое удивительное чувство ритма у негров, которые из поколения в поколение сотни лет работали на плантациях!
Ритм – это закон, данный самой природой.
И биоритмология изучает самые разные ритмы, длительность периода которых от доли секунды до многих лет.
Ведущее место в системе жизненных ритмов занимают околосуточные, или циркадиальные, ритмы с длительностью периода, близкой к 24 часам. Им подчинена динамика основных состояний организма – сна и бодрствования, именно в этом ритме колеблется чувствительность к внешним воздействиям, их слаженность – основное необходимое условие благополучия организма, эти ритмы существуют у всех представителей животного мира – от простейших до человека, на всех уровнях – от клеточных процессов до поведения. Причем циркадиальные ритмы отличаются поразительно малым отклонением от своего среднего значения – 24 часа.
Как бы мы ни старались перестроиться, обойтись без этого близкого к 24-часовому ритму сна и бодрствования, мы не сможем работать продуктивно, живя по другому ритму. И после нескольких мучительных для организма дней все равно будем вынуждены вернуться к обычному природному ритму. Потому что в течение миллионов лет организмы приспосабливались именно к земному 24-часовому ритму сна и бодрствования, дня и ночи. Естественный отбор, как сито, отсеивал наименее приспособленных, они вымирали. И если бы мы жили на Марсе и там был сточасовой ритм, то постепенно приспособились бы и к нему.
Кроме суточных, есть и сезонные ритмы, которые определяются вращением Земли вокруг Солнца. Им подчинены миграции птиц, опадение листьев осенью и появление их весной, летнее повышение давления у людей и т. д Весной, летом, осенью достижения в ряде видов спорта на 10 – 15 процентов выше, чем зимой.
Есть и недельные ритмы. Не случайно говорят: понедельник – день тяжелый. После расслабления в выходные дни не просто войти в напряженный рабочий ритм. Максимальная работоспособность – в середине недели. К пятнице накапливается усталость. Проведенные в Австрии исследования показали, что максимум несчастных случаев на производстве происходит в понедельник (как, кстати, и инфарктов, самоубийств).
На Западе ученые даже ввели такой термин – «весенняя усталость». Это апатия, снижение работоспособности, депрессия, головные боли. У мужчин быстрее растут борода и усы. Увеличивается число неврозов и психических расстройств. На весну приходится пик самоубийств, преступлений, всевозможных несчастных случаев.
Ритмы очень тесно связаны с окружающей средой. Заход и восход солнца – своеобразные датчики времени, которые говорят: пора спать, пора вставать. Эти внешние раздражители помогают упорядочить наш режим сна и бодрствования, согласованности, гармонии с внешним миром. Сеченов утверждал: организм и среда едины. И только их синхронность обеспечивает высокую работоспособность, хорошее самочувствие. Наше благополучие определяется степенью согласованности с внешним миром. Когда эта согласованность исчезает, возникает десинхроноз – состояние организма в период рассогласованности ритмов.
— В каких ситуациях десинхроноз проявляется наиболее ярко?
— Простой пример. Вы прилетели из Москвы в Петропавловск-Камчатский. В столице был день – здесь ночь. Вы плохо себя чувствуете, аппетит пропал, ночью не можете заснуть, а днем ходите сонный, все валится из рук...
Разница во времени даже в два-три часа дает себя знать. Людей, нечувствительных к таким перелетам, очень мало.
Десинхроноз возникает из-за перестройки суточных ритмов на новый лад. Некоторые функции перестраиваются быстрее, другие живут по старому «расписанию» до трех месяцев. Но спустя даже и это время полной адаптации не происходит. Перестройка идет, словно поезд, проезжающий станцию: одни вагоны подошли, другие еще в хвосте состава. Такую затяжную, поэтапную перестройку природа придумала очень мудро. Если бы десятки тысяч ритмов перестроились мгновенно, это очень дорого стоило бы организму энергетически. Происходит же все таким образом: сначала перестраиваются важнейшие функции – сон, работоспособность, аппетит. Если мы задерживаемся на новом месте надолго, происходит полная перестройка, если вскоре возвращаемся обратно – только частичная.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.