«Строить дома и себя или строить дома для себя? Звучит похоже, но какая смысловая разница! Мы решаем дилемму в пользу первой формулы». – Евгений Королев, председатель оргкомитета, категоричен. Но его категоричность разделяет большинство из трех тысяч жителей первого свердловского МЖК. Звонкая аббревиатура известна теперь всей стране. Но на всякий случай напомним.
«Молодежный жилой комплекс – это общественная организация, объединяющая на добровольных началах по месту жительства рабочую, инженерную и научно-техническую молодежь и ставящая своей основной задачей поиск новых и совершенствование сложившихся форм социалистического общежития» (из устава МЖК города Свердловска).
– Вот, посмотрите, все это мы сами построили. – Сергей пригласил нас на лоджию, и с высоты восьмого этажа мы увидели светящиеся окна ФОКа. или физкультурно-оздоровительного комплекса, – там резались в волейбол, здание Дома культуры – судя по энергичным ритмам и разноцветным всплескам, тут отплясывала дискотека, на строящемся культурно-оздоровительном центре, несмотря на поздний час, вспыхивали огни сварки. – Вот – детский комбинат, а здесь поликлиника, тут станция детского технического творчества, – показывал Сергей. – Под волейбольной площадкой – подземные гаражи.
Новоселье мы справили полтора года назад. Это был счастливейший день нашей с Татьяной жизни. Разумеется, после свадьбы, – уточнил Сергей, взглянув на жену.
Из анкетных данных членов семьи Ладыгиных:
Семей в МЖК более пятисот. Нужно, видимо, объяснить, почему мы остановили выбор на Ладыгиных? Все очень просто. Зная, что жизнь в МЖК построена на соревновательных началах, узнали, какой дом признан лучшим. В доме подсказали нам лучший подъезд, а здесь мы вошли в лифт и, нажав на первую попавшуюся кнопку, поднялись на, восьмой этаж, позвонили в первую же квартиру, и... оказались гостями типичной эмжековской семьи, то есть той, где муж, жена и двое детей, а таких здесь почти половина.
Сергей. Вы заметили большое зеркало в нашем лифте? А ведь два дня назад его не было. Кто-то из соседей инициативу проявил. Вот так у нас во всем. То, что человек делает для всех, оказывается удобным и для себя, и наоборот – выгодное для себя выгодно для всех. Казалось бы, получили люди отдельные квартиры – могут жить в них. как кроты. Но в МЖК так не получится. Мы с Татьяной это на себе ощущаем. Глядя на родителей, и дети растут общественниками. во всех субботниках, фестивалях, праздниках они первые участники... Сейчас и представить трудно, что жили мы когда-то по-другому. Поженились мы с Татьяной – нам по девятнадцать лет было, – а жить где? Вот и ютились в квартире Таниных родителей. Люди они хорошие, но вдесятером-то в трех комнатушках – это трудновато. В обычной очереди на жилье я бы и сейчас стоял. МЖК решил все проблемы. Два года я за участие в ударном отряде соревновался, и производственная работа, и общественная – все учитывалось, волей-неволей подтянешься. Мне повезло, меня приняли, и год после этого я работал на стройке в составе ударного комсомольского отряда. А результат – вот он, трехкомнатная квартира. Иногда о нашем комплексе в печати пишут – «социальный эксперимент». Но это взгляд со стороны, мы-то здесь просто живем...
Татьяна. По выходным у нас часто бывают гости – три-четыре супружеские пары, все из нашего подъезда. А подружились мы, когда и дома еще не было – мужья наши в одном отряде работали. Вот иногда мой говорит: этот дом я строил. Верно, конечно, да только куда бы они без нас? Ведь на стройке каждый день работали они по 12 – 15 часов. А когда тепло в дом провели, и ночевать там оставались.
...К тому, что Сергей по вечерам да и выходным у картингистов своих пропадает, я уже привыкла. С тем, что бензином у нас пахнет, по всей квартире колеса, железки, а одежду его и Кирилла хоть каждый день стирай (сын ведь от отца ни на шаг) – тоже смирилась.
Легче ли воспитывать детей в МЖК? Уверена – да. Ведь все, что здесь делается – делается для детей. Проблемы досуга вообще нет, столько секций, кружков, объединений – выбирай что душе угодно. Заняты делом родители, заняты и дети. У меня, по правде сказать, времени свободного тоже совсем нет. Депутатом районного Совета быть непросто.
Кирилл. В школу я хожу мимо стройки, каждый раз смотрю, как новый эмжековский дом растет. Однажды из-за этого даже на урок опоздал. В МЖК мне все нравится. У нас и настоящий реактивный самолет во дворе стоит – каждый может в кабину через люк забраться, и два танка настоящих – я внутри уже несколько раз был, даже за рычагами сидел, и ботик Петра I – этот корабль с киностудии привезли. Картингом я четвертый год занимаюсь, а недавно еще и в компьютерный класс при Доме культуры записался.
Алена. Если бы не было МЖК. в нашем дворе к Новому году не выросло бы снежное «Шахматное королевство». Лепить его мы взрослым помогали. Если бы не МЖК, не было бы у нас летнего фестиваля и проводов зимы.
У трамвайной остановки рядом с корпусами МЖК на столбе мы прочли объявление: «Меняю квартиру в Сочи на квартиру в Свердловском МЖК». Судя по выцветшей бумаге, листок висел уже давно. И, похоже, никого не интересовал. Желающих перебраться в солнечный город на Черном море не находилось...
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.