— Одна из теорий, с которой мы не согласны, утверждает, что биологические ритмы – это ответ на реалии окружающей среды. Существует мнение, что среда навязывает свой ритм. Однако это не так. Ритм – внутренний закон жизни материи, а не внешний. Другие считают, что ритм подобен условному рефлексу. Так, например, при звоне посуды перед обедом у человека начинает выделяться слюна. При условном рефлексе перестройка происходит крайне легко. Дайте сигнал в другое время – будет то же самое. Вы наверняка быстро привыкните, если потребуется переходить улицу не на зеленый, а на красный свет, у вас выработается условный рефлекс. Однако мы утверждаем, что ритм – это не условный рефлекс, а закон природы, и отказаться от земного 24-часового ритма нельзя, иначе грозит истощение.
Две эти теории поддерживают весьма солидные ученые. У нас в стране их сторонников становится все меньше, на Западе же эти позиции еще сильны.
Бытует и утверждение, что существуют внутренние, «биологические часы». Приверженцы этой гипотезы пытаются найти некий центр, который задает организму свой ритм...
Есть версия, отрицающая существование биоритмов вообще.
Наша точка зрения такова: биоритм не имеет никакого «центра», он заложен самой природой. Ритмичность – основное свойство жизни. И все в организме подчинено ритмичности, единству и борьбе противоположностей – разрушению и созиданию.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.