I Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей современной советской песни – событие в общем-то необычайное.
Пожалуй, нет ни одного вида искусства, столь стремительно меняющего «цвет и форму», как это делает молодежная эстрадная музыка. Журналисты и музыковеды не успевают окрестить очередную «новую волну», как она уже выходит из моды под давлением еще более модных направлений и стилей.
Однажды я случайно слышал, как девушка жаловалась своей подруге: «Каждый день не высыпаюсь! Папа просыпается и на полную мощь свой хард-рок ставит...» Конечно, ситуация курьезная, особенно если учитывать, что этот папа – потенциальный дедушка, который и внукам жизни не даст со своим «Лед зеппелином». Но суть не в этом, суть в том, что сейчас можно откровенно признаться: целое поколение любителей популярной музыки было потеряно для нашей эстрады. Оно выросло на песнях западных групп. И здесь не до смеха...
Интерес к популярной музыке возрастает из года в год, особенно у молодежи. Последние годы знаменательны возросшей заинтересованностью молодых людей советской эстрадной музыкой. И если еще лет пятнадцать назад выбирать на этом поприще было просто не из чего, то сегодняшнее юное поколение имеет хоть и недостаточную, но альтернативу западному року- – будь то «Ария», «Автограф», «Машина времени» или Пугачева, Антонов, Леонтьев. Однако даже в этих «трех соснах» человеку несведущему довольно легко заблудиться и потеряться. В свое время, как свидетельствует классик, кроха-сын спросил: «Что такое хорошо и что такое плохо?» На этот философский вопрос в приложении к эстраде однозначно не ответить. Почему же?
– А как можно разобраться в том, что у нас есть на данный момент, если у нас нет ни одного рок-фестиваля? – говорил в одном из предъюр- мальских интервью Раймонд Паулс. – В этом году мы в первый раз будем пробовать провести фестиваль типа Сопота в Юрмале. Мы хотим собрать молодых певцов, которых пока еще никто не знает... Им нужно хотя бы одно место, где бы их сразу заметили и телевидение, и критики, и пресса. Может быть, ничего не получится с первого раза, но делать это нам нужно. Фестиваль-конкурс – это единственное средство, чтобы поддержать талант, помочь ему выбиться на большую эстраду.
Но вот долгожданный конкурс состоялся. Лауреаты определены, призы вручены, все запомнили счастливые лица победителей. Кто же они, обладатели призов и дипломов «Юрмалы-86»?
Всего в конкурсе принимали участие 27 молодых исполнителей, младшим из которых 16, а старшим – 29 лет. В финальный, второй тур конкурса вышли 12 лучших. Они и боролись за главные призы музыкального состязания.
О том, как прошел конкурс, много писали. Миллионы телезрителей были свидетелями этого праздника песни. Звучали голоса молодых талантов по радио, напомним только, что Гран при конкурса был удостоен двадцатичетырехлетний Родриго Фомин из Риги. Первое место заняла Наринэ Арутюнян (Ереван), второе – Валентина Легкосту-пова, третье поделили Аис Булуктаева (Элиста) и Светлана Медяник (Ленинград). Многие участники были награждены специальными призами и дипломами.
Но будет ли закреплен успех победителей? Что ждет их в будущем? Ведь практически каждый из участников конкурса в той или иной мере достоин дальнейшего внимания со стороны средств массовой информации. Или же мы еще год-другой посмотрим в различных телевизионных программах отрывки из видеозаписи «Юрмала-86», и все? Ведь во время и после конкурса члены жюри, журналисты, музыкальные критики были едины во мнении: профессиональный уровень молодых исполнителей очень высок. Но есть и другая проблема – «молодежный» репертуар, он по-прежнему остается одной из самых болевых точек нашей эстрады.
В этом году состоялся VII Всесоюзный съезд композиторов, где были затронуты вопросы развития всей советской музыкальной культуры. Много внимания уделялось и проблемам эстрадной, в частности танцевальной, музыки для молодежи. Съезд прошел, а музыки все нет. Да и кто из профессиональных композиторов работает а этом жанре? Можно назвать два-три имени. А потребности в такого рода произведениях огромны. А посему магнитофонные записи рок-групп и солистов (далеко не всегда самых лучших) пользуются у молодежи гораздо большей популярностью, чем продукция фирмы «Мелодия». Впрочем, в последнее время дело, кажется, сдвинулось даже в этой цитадели признанных навек авторитетов...
Но вернемся к композиторам. Практически всю современную танцевальную музыку для молодежи сочиняют не члены Союза композиторов – Владимир Кузьмин, Крис Кельми (их песни прозвучали на конкурсе), Игорь Николаев, Юрий Чернавский... А если дело обстоит действительно так (а оно именно так и обстоит), то не будет ли более разумным объединить талантливых и популярных эстрадных композиторов и музыкантов под эгидой того же Союза композиторов. Организовать профком или объединение (дело не в названии) эстрадных музыкантов. Это даст возможность систематизировать, изучать, направлять их творчество, обмениваться опытом, помогать молодым на деле. Однако вся работа с творческой молодежью, работающей в области популярной музыки, сводится пока к нерегулярным собраниям секции молодых композиторов при Союзе композиторов, функции которой иначе как метафизическими не назовешь.
Вопрос о создании объединения эстрадных музыкантов успешно кочует из собраний в семинары, из разговоров в доклады, из газет в протоколы. Из года в год... А неужели все это так трудно? Или, может быть, есть иные причины? Я не раз уже слышал мнение: если всех этих «рокеров» принять в творческий союз, что откроет им путь на телевидение, радио, «Мелодию» и так далее, то они всех своих собратьев по музыке оставят без «авторских». И, мол, в этом вся загвоздка. Вряд ли такое суждение справедливо и правомерно, но даже если в нем и есть доля правды, то сдерживать напор рок-музыки таким образом не выход. Но, возможно, корни этой проблемы уходят в сферу творчества? Например, музыка не отвечает элементарным художественным стандартам. Но немногочисленные, увы, примеры свидетельствуют об обратном. Песня Чернавского «Робинзон» в свое время заняла первое место в «хитпараде» по странам Скандинавии, с большим успехом прошли гастроли группы Стаса Намина в ФРГ, успешно выступил «Автограф» на фестивале в Дании. Список удач можно продолжить... Так в чем же дело?
– Вся беда в том, что в худсоветы очень часто входят люди некомпетентные, далекие от понимания жанра, – говорил в одном из интервью Юрий Чернавский. – Они работают по старым меркам. Те требования, которые предъявляются к современной популярной музыке, не оправданы, не отвечают духу времени. Они, может быть, вполне подходят для другого жанра, но здесь в случае их выполнения песня становится безликой, неинтересной и несовременной. Как большинство известных произведений подобного рода...
Значит, все-таки виноват формальный подход, нежелание работать «в ритмах» времени.
И все же положительные сдвиги четко видны во всех областях жизни нашей страны, а это реальная основа для оптимизма.
В Юрмале на суд зрителей был представлен довольно широкий песенный спектр: обработки народных песен, известные шлягеры, «авангардные» работы, классика советской эстрады... Конечно, оптимальный вариант эстрадной песни – шлягер, который нравится всем возрастным категориям слушателей. Но на конкурсе молодых исполнителей хотелось бы больше слышать именно музыку молодых.
У каждого жанра свои законы. В эстраде эти законы распространяются не только на музыкальный материал, но и на манеру исполнения. Наиболее интересные работы в этом направлении показали певцы из Прибалтики Эйнас Витолс и Эгидиюс Сипавичюс. Современные ритмы их песен и интересная, нестандартная исполнительская манера внесли в несколько камерный характер состязания свежую, зажигательную струю. И что самое главное – под эти песни молодежь может танцевать! К сожалению, таких работ было очень и очень немного.
И последнее. Конкурс станет ежегодным. Появилась надежда на постоянный приток новых звезд эстрады, которые смогут удовлетворить самые разнообразные музыкальные потребности. Мы полностью присоединяемся к мнению Раймонда Паулса о том, что у нас существует острейший дефицит эстрадных звезд. Он говорил:
– Если бы мне предложили выбрать молодого певца для участия в «каком- нибудь Сан-Ремо», я бы долго думал. И это плохо!.. Мы остановились на трех- четырех фамилиях: Пугачева, Ротару, Леонтьев... и все. И этой проблеме надо уделять самое пристальное внимание.
Что ж, первый уверенный шаг уже сделан в этом направлении. Дело за «Юрмалой-87».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.