Автор, пиши еще!

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Откуда взялся Минаев, как вы думаете? — ответил вопросом на вопрос о конъюнктуре критик Андрей Немзер. — Вмиг взлетел со своими романами на вершины топов продаж. Важнейшим условием стала простая вещь — вложения. Продается лучше всего то, во что вложено больше денег».

«Писатель и его книги сегодня — это товар, — подтвердила Юлия Пелехова. — Издатели сами цинично говорят, что мы продадим кого угодно, сделав соответствующую рекламу. Есть непроверенные сведения о том, что книги Оксаны Робски издателю принесли вместе с полутора миллионами долларов на их раскрутку. Результатом, как видите, стала великая рублевская писательница. Правда, сейчас ее книги издавать уже никто не хочет».

«В России профессия писателя была модной всегда, — уверен Александр Гриценко. — Писатель в России — это светский духовник, психолог, жрец. Мода на профессию «писатель» возродилась, потому что богатые люди нашей страны решили расширить зону своего влияния... Но они не понимают, что писать нужно учиться с детства, этому надо посвятить целую жизнь, только тогда, возможно, что-то и выйдет стоящее».

Откуда бум?

Массовое писательство телеведущих, участников шоу, актеров и спортсменов объясняется корыстным интересом издательств — известные лица хорошо продаются. Звездам и писать-то не приходится. Как рассказала Люся Алексеева, большинство из них надиктовывают книгу на диктофон, а потом передают редактору на расшифровку записи.

Другое дело — откуда же взялся книжный бум, почему писать стали люди, не известные широкому кругу, далекие и от литературы, и от телевидения? «Книжного бума в России нет, — твердо заверил меня Михаил Веллер. — Тиражи неуклонно падают. Стараясь выжить, издатели забивают все щели в рынке всевозможной продукцией». «То, что называется сегодня в России книжным бумом — это пока еще отголосок прежнего «а что, уже можно? И долго еще будет можно?» То есть можно писать о чем угодно и читать об этом же, — утверждает Юлия Пелехова. — Пока еще не прошло детское желание эпатировать, не удовлетворена потребность в рефлексии, что всегда было свойственно русским».

А писатель Мария Биккер уверена, что бум все-таки имеется, и причину его видит крайне неожиданную: «Половина населения России — романтики, и у многих создается иллюзия, что написать «легкую» книгу легко».

«Издают много, а читают все меньше, — удивляется критик Александр Гриценко. — Обывателям в маленьких городах не известны Букеровские лауреаты Маканин, Славникова, Кабаков. Они не знают модных авторов — Минаева, Робски. Например, в Астрахани можно купить Маркеса, Борхеса или Кафку только в одном магазине, да и там книги этих авторов лежат в единственном экземпляре — на всякий случай». По данным исследования ВЦИОМ, только 27 процентов россиян в свободное время читают книги.

Александр добавляет, что в лучшем случае более взрослая часть населения потребляет романы Донцовой и Устиновой. Студенты предпочитают фэнтези. Серьезную литературу не читают вовсе. Стали, по мнению Гриценко, покупать больше книг жители крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани. Население городов-миллионников мечтает о дорогих машинах, деньгах, гламуре. Для них важно не качество литературы, а возможность прикоснуться через роман к красивой жизни. За счет этой группы потребителей объем издаваемых книг увеличивается — они приобретают романы Робски, Минаева. Но, как правило, это книги-однодневки.

«В том, что 99 процентов сочинений наших современников исчезнет, нет ничего нового, — утверждает Гриценко. — Когда я учился в Литературном институте, то мы с сокурсниками попытались отыскать книги литераторов 20-х годов. Ну, тех самых, описанных у Булгакова, из МАССОЛИТа. Обрыскали все архивы и библиотеки, ничего не нашли. Кое-что из их творчества, совсем мало, обнаружили в газетах: книги, не имеющие художественной ценности, долго не хранятся. То же самое, думаю, ждет и многих современных авторов».

Так что, пожалуй, хорошо, что у меня пока нет своей книги. Это, я считаю, очень правильно.

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Охота на слова

Wordspy.com, проект Пола Макфедриса

Эсперанто

Международный язык, по заверениям его приверженцев, «живее всех живых»

Готовность «к сдаче»

О чём может рассказать ЕГЭ по русскому языку

в этом номере

Владимир Жаботинский. «Белка»

Рассказ. Публикация - Станислав Никоненко

Самопальщики и чоппербилдеры

Как и для чего мужчины строят мотоциклы

Не верь глазам своим, верь языку

Что такое молекулярная кухня?