Культформат

  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему романы и повести издают сегодня чаще рассказов

В том, что сейчас в России широко публикуется всякий, у кого есть на то деньги и желание, сомнений уже и не осталось. Другое дело, что книги эти, как правило, романы и прочие длинные произведения.

По оценкам Владимира Кукушкина, редактора издательства «ОГИ», количество издаваемых рассказов за последние годы убавилось процентов на девяносто. «Нет спроса, поэтому издательства не берутся за их публикацию», — объясняет Левон Григорян, генеральный директор ИД «Гелеос».

«Чтобы автор мог жить со своих произведений, ему нужно издавать 2—3 книги в год, — подсчитывает Илья Фальковский, член совета директоров ОАО «Международная книга». — По объему роман — это рассказов так 50. Писать в год 100—150 хороших рассказов мало кому под силу. Для современности короткие формы предпочтительней длинных, потому что таковы скорости, ритм жизни. Но если рассказы перестанут печатать вообще, литература окажется под угрозой — читателя будет хватать, в основном, на боевики, попсовые детективы и т.п.».

Сохранение рассказов как жанра заботит разве что литжурнал «Новый мир». С 2000 года он вручает Литературную премию им. Юрия Казакова. За первое место полагается 3000 долларов. Но широкой публике имена победителей особо не известны.

«Написать хороший рассказ намного тяжелее, чем роман или повесть. Я бы лично не взялась, — признается Люся Лютикова. — «АСТ», где я издаюсь, еженедельно получает около 10 (!) рукописей со всех уголков России. Как вы думаете, сколько среди них сборников рассказов? Ни одного. Появись сейчас на литературном небосклоне новый Рэй Брэдбери или Антон Павлович Чехов, издатели вцепились бы в него мертвой хваткой».

Михаил Визель, редактор «Иностранной литературы», считает, что «толщина книги в эпоху блогов дает некоторую минимальную гарантию серьезности намерений автора. Сборники и антологии рассказов сейчас «отжаты» из крупных коммерческих издательств в маргинальные, «нишевые» (Ad Marginem выпускает рассказы Альдо Нове, «Колонна» — Пола Боулза).

Мейнстримовые издательства («Захаров») позволяют себе издавать рассказы авторов уровня Пелевина или Сорокина. На худой конец, Прилепина («Вагриус»)».

Владимир Харитонов, редактор «АСТ», считает, что стереотип о коммерческой неуспешности рассказов сложился у издателей лет семь назад. «Ультракультура» выпускала сборники рассказов, они продавались не хуже и не лучше других книг. Рассказы удобны для чтения в метро. В США их издают и читают. Наверное, рассказы вернутся и в Россию».

Константин Мильчин, книжный обозреватель «Ведомостей», полагает, что процесс уже пошел: «Сейчас многие писатели в одной книге с романом публикуют рассказы. Есть новые авторы, получившие известность именно благодаря коротким текстам: Анна Старобинец, Владимир Нестеренко».

«Что на самом деле хотят читатели, никто не знает. То, что рассказы печатать не стоит, решили маркетуны издательств», — размышляет Алексей Боярский, специализирующийся на рассказах из офисной жизни.

С одной стороны, применение рыночных законов к искусству все-таки обедняет его. Зачастую именно производитель, изо всех сил старающийся подстроиться под спрос, не понимает, что именно он и способен этот спрос формировать.

С другой стороны, качественные авторы (и их рассказы) все равно будут издаваться. Кафка, Платонов и многие другие получили известность, несмотря ни на что.

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о судьбе несчастного царевича Алексея Петровича, о жизни и творчестве  писателя и инженера-кораблестроителя Евгения Замятина, о трагедии Петра Лещенко – певца, чья слава в свое время гремела по всему миру, о великом Франсуа Аруэ, именовавшем себя Вольтером, кем восхищались и чьей дружбы искали самые могущественные государи, новый детектив Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

НЛО в Вологодской области

Ягодный магнат обнаружил на старинных полотенцах изображения инопланетян

Лопасти искусства

Есть ли будущее у новых форм русского языка

Книги – даром!

«Продавать книги – это преступление! Задумайтесь! Сегодня они продают книги, а завтра воздух и питьевую воду» «Похитители книг» (Россия, трагикомедия, 2003 год).

в этом номере

«Высокоумная»

Наталья Борисовна Долгорукая

Сомерсет Моэм. «Любовь и русская литература»

Рассказ. Перевод с английского - Виктор Вебер

Не верь глазам своим, верь языку

Что такое молекулярная кухня?