Юрий Грымов убежден, что кино нужно снимать на небольшом бюджете и показывать на широком экране
У Грымова — не только свой режиссерский, узнаваемый взгляд, но и особенная позиция по многим вопросам. Он далек от глянцево-гламурного мира и очень этому рад. Он не мелькает на светских тусовках и не собирается нравиться всем подряд. СМИ нечасто тиражируют его имя. Эта осень обещает быть иной — Юрий Грымов открывает художественную галерею и выпускает в прокат фильм «Чужие».
— Так получилось, что это мое первое кино о дне сегодняшнем. До этого у меня была картина «Му-Му» (XVIII век); «Коллекционер» (заоблачное будущее); «Казус Кукоцкого» (середина XX века). Мне захотелось рассказать историю сегодняшнего дня.
— По кадрам и общему описанию мне «Чужие» показались похожими на «Вавилон»: в чужом, восточном мире оказываются люди с разным менталитетом… Нет у вас опасений, что ваш фильм будут считать калькой c работы Алехандро Гонсалеса Иньярриту?
— Когда композитор написал музыку, а ему говорят: «Как-то на Моцарта похоже», это неплохо. У «Чужих» и «Вавилона» — совершенно разные темы, содержание. Объединяет одно — серьезность высказывания.
— Сейчас говорят о том, что в России стали снимать современные фильмы хорошего уровня, западного. Вы с этим согласны?
— Я вижу совершенно несимпатичную мне тенденцию: как только появились деньги на съемки, мы, со своей культурой, начали повторять Голливуд 80-х годов — спецэффекты, зрелищность… и больше ничего. Фильмы получаются довольно-таки скучные и пустые.
Крупнобюджетное кино в России неадекватно рынку. Рынок не может или не хочет съесть столько, чтобы вернуть деньги, потраченные на кинопроизводство! И русское кино может набрать вес, если только будет работать с малым и средним бюджетом.
В этом случае авторы фильма просто вынуждены рассказать уникальную, интересную историю. Когда у вас немного денег, вы заняты мыслями и искусством, а не тем, как зрелищно разбить несколько машин и вертолетов.
Мне повезло, я — сам себе и режиссер, и продюсер. Поэтому могу снимать то, что хочу. И для кого хочу. А хочется мне работать для зрителя думающего, сомневающегося, ранимого, т.е. того зрителя, который хочет развиваться.
— А куда и как развиваться сейчас? Мне кажется, все основные мысли уже озвучены, ничего нового в искусстве не появляется. Чем себя может удивить человек в зрелом возрасте?
— Неправда. Производится много хороших фильмов, происходит много интересного в литературе, современном искусстве. Другое дело, что многие издатели журналов, режиссеры, писатели боятся делать серьезные вещи, потому что думают, что они не будут востребованы. Но ведь это бред!
У нас слишком занижена оценка читателя, зрителя. Надо просто делать умные, серьезные вещи, и аудитория, которой это интересно, непременно появится!
— Выходит, что, когда искусство приносит много денег, всем понятно и востребовано, это уже не искусство, а непременно масскульт?
— Думаю, правда находится посередине. Недавно мой приятель посмотрел «Чужие». «Фильм снят по законам боевика, но там поднимаются очень серьезные темы», — сказал он мне.
Я подумал: «Супер! Это то, чего я хотел!». Я хотел снять фильм, который удобно смотреть. Важные вещи изложить через популярную форму.
— Когда мы сможем увидеть вашу новую картину?
— Показы в России начнутся с 20 ноября. В зону проката входят страны СНГ, США, Канада, Африка. Очень рекомендую знакомиться с «Чужими» на большом экране. Только так можно полюбоваться настоящими цветами Африки, почувствовать запах пустынной пыли. И, что важно, — «Чужие» нужно обязательно смотреть от начала до конца!
— Почему решили использовать зарубежных актеров?
— Тема, которую мы затрагиваем в фильме «Чужие», кажется мне для современного мира весьма актуальной. Речь идет об отношениях внутри треугольника — русские, арабы и американцы. Эти три угла являются основополагающими для всех мировых конфликтов на сегодняшний день.
Рассказывая историю о представителях разных наций, разумно использовать настоящих носителей языка. 80% участников съемок были арабами, 10% — русскими, 10% — американцами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»
Российский фестиваль показал азиатскую анимацию в полном объеме
Картина «Пир в доме Левия»
Что такое молекулярная кухня?
Рассказ. Перевод с английского - Виктор Вебер
Рассказ. Публикация - Станислав Никоненко