Теперь - к почти незаметному на карте кусочку Днепра, широко раскинувшемуся в степных просторах Украины, к тому месту его, которое испокон веков считалось «вековой несправедливостью природы» - к знаменитым Днепровским порогам.
Когда - то, давным-давно, здесь был великий путь «из варяг в греки» - из Балтийского моря к Черному и дальше в Константинополь. Позже у этих порогов, на острове Хортице, был главный лагерь запорожской казацкой вольницы, где укрывались от польско - дворянского гнета и насилия украинские крестьяне.
А сейчас, в 1927 году, здесь уже заняты тысячи рабочих, стучат топоры, скребутся лопаты: это закладывается фундамент величайшей в СССР электростанции, величайшего в СССР сооружения - Днепростроя.
К 1940 году он уже будет готов. И не только готов, но, вероятно, и расширен до своей предельной мощности - до 650.000 лошадиных с и л.
Эта цифра суха, а короткое слово «Днепрострой» так мало говорит непосвященному... А ведь это значит, что точно так же, как и у Сталинграда на Волге, здесь завершится многовековая история борьбы человека с острыми камнями ненасытных Днепровских порогов.
Это значит - к 1940 году покорен будет Днепр.
Умрут пороги и только из рассказов отцов узнает о них молодежь. А ниже их вырастет поперек реки то, что погубит их - каменная стена, высотой в 12 - этажный дом и длиной в 3/4 версты.
Подпертый ею Днепр затопит свои берега и поднимется на 37 метров. А это сделает всю линию Днепра судоходной, это даст нам мощную водную магистраль и подарит СССР новый морской порт - Запорожье. Этот порт - особенный порт. Он не на море, он в центре страны, на Днепре. И все же сюда после сооружения Днепростроя будут заходить морские суда, чтобы грузиться богатствами Приднепровья.
А богатств этих немало. Тут и 20 миллиардов пудов железной руды, и алюминий, и марганец, и каолин. Пока все это или почти все спит. Не хватает сил поднять из земли это богатство.
Но когда вырастет Днепрострой, когда первый раз по проводам брызнет «кровь промышленности» - электрический ток - оживет край: вырастут новые металлургические заводы, бурным темпом двинется разработка алюминиевых рудников, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение нашей авиационной промышленности, зародится добыча каолина для высоковольтных изоляторов, нужных нам для дальнейшей и широкой электрификации Союза.
Днепрострой 1940 года - основа, краеугольный камень нашей электрификации, который заменит нам почти 20 - миллионную рабочую армию. Но как ни велика его мощность, ее не хватит нашей промышленности. Потому что и сейчас, и в 1940 году, и много лет спустя жизнь и промышленность нуждается, и будет нуждаться в электричестве. Его не хватает, сколько бы его ни давали электростанции. Потому что оно удешевляет продукт, дает возможность массового производства, делает жизнь гигиеничной и удобной, потому что оно необходимо городам и фабрикам, как хлеб и воздух человеку.
Надо смело и открыто сказать - в проведении электрификации нашей страны мы находимся в несравненно более выгодном положении, чем заграница. И не потому, что у нас технические возможности богаче и что наши запасы топлива и белого угля могут быть шире использованы. Наше преимущество - в отсутствии тех частновладельческих перегородок, которые тормозят всякую широкую и разумную электрификацию.
Вот вам пример. Петербург и в старое, дореволюционное, время голодал по электричеству. Сам собой напрашивался выход - постройка Волховской электрической станции. Но ведь это значило, что дешевый волховский ток заставит снизить тариф на электрическую энергию уже существующих станций. И их хозяева сделали все, что от них зависело, вплоть до подкупа газет и видных инженеров, чтобы погубить это дело.
Даже наши враги признают наше преимущество в проведении электрификации. Такой стопроцентный американец, как губернатор Пенсильвании Джифорд Пайнкот, которого трудно заподозрить в сочувствии к нам, принужден был недавно сознаться:
- Отличие крупных районных электростанций, созданных по общегосударственным плановым соображениям, от наших случайных частновладельческих - подобно разнице между ручным слоном и диким. Первый - друг и помощник человека, а второй может быть ему опасным врагом.
Как - будто все за нас. Но сможем ли мы использовать это выгодное положение, хватит ли у нас «пищи» для будущих электростанций и знаний и умения для их постройки?
О первом беспокоиться нечего: топливом и белым углем мы более, чем богаты, чтобы успешно провести самую широкую электрификацию Союза. Что же касается второго - знаний и умений - то доказательством этого является уже созданная нами цепь электростанций: в невероятно тяжелых условиях блокады и разрухи родившийся Волховстрой, Штеровская, Кизеловская, Каширская, Земо - Авчальская, Балахна и, наконец, Шатурская - одна из первых в мире по своему техническому оборудованию.
Какие же наши виды на будущее? Сейчас у нас заложены фундаменты очередных электростанций: гигантский Днепрострой на Днепре, Свирьстрой на северо-западе, Осинстрой на юго-западе, Рионская станция в Закавказьи и др. Ясно, что этим списком мы далеко не ограничимся: за 15 лет он широко пополнится новым богатым перечнем. И вот конечный итоговый результат к 1940 год у - общая мощность советских электростанций до с т и гнет 13.000.000 лошадиных сил.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.