Что это?
Фантазия? Нет.
Пророчество? Нет.
Так что же?
План. И это далеко не одно и то же. Потому что фантазия и пророчество - от сердца, от воображения, часто от одного только желания увидеть то, что хочешь видеть. А план - от разума, от сухих вычислений, от арифметики. Арифметика же и разум всегда вернее и обычно скучнее сердца и воображения.
Значит - план, или по - теперешнему, по - официальному: «генеральный план реконструкции народного хозяйства на энергетической базе на ближайшие 10 - 15 л е т».
Длинно и мало понятно? Верно.
И, конечно, скучно? Нет, нет и нет!
Потому что этот план - не обычный план. Он ярче и занимательней любого романа. Он - блестящая, захватывающая поэма, которой еще не знал мир. Не знал, потому что только впервые теперь совершается то, что предвидят его арифметика и цифры.
Он говорит о великом строительстве социализма в первой стране, завоевавшей себе право на это строительство. И не только о восстановлении разрушенного в вихре войны и революции - потому что все это уже позади, - а именно о новом строительстве крепкого, как сталь, прочно сколоченного социалистического хозяйства громадной, полуторастамиллионной страны на новых, невиданных миру, основах, когда нет частновладельческих перегородок, а есть только единое народное хозяйство, раскинувшееся на 1/2, части земного шара.
Сухие цифры и вычисления, скучные экономические законы, мертвые карты, планы и диаграммы, - все это здесь оживает в захватывающую, величественную картину.
Мы 1927 года и мы 1940 года безгранично различны. Потому что между этими годами - то, о чем говорит генеральный план: 13 лет упорного нового строительства. Его нельзя охватить в одном очерке, как и нельзя детально рассказать о нем в толстом томе. Его можно дать здесь только в отдельных поверхностных картинах.
Наш крайний юго-восток. Отроги скалистого, обрывистого Тянь-Шаня и безграничные, бескрайние степи Казахстана, те, что залегли сотнями верст между знойным солнечным Туркестаном и снежной, холодной Сибирью. Еще вчера здесь - кочующие юрты и стада, колыхающееся море травы, старые, веками освященные обычаи, тишина, бездорожье и обрывистый безлюдный горный кряж.
А сегодня - уже что - то новое, невиданное, что успело растревожить эти бескрайние степи, эти горные скалы.
Высоко в воздухе стрекочет серые самолеты: это инженеры аэросъемочной экспедиции с высоты сотен метров меряют и фотографируют землю, выглядывая удобный путь для новой, первой в этих краях, железной дороги. А внизу уже прошли партии изыскателей со своими трехногими нивелирами и красно - белыми рейками, уже суетятся сотни рабочих, серыми и черно - блестящими штабелями лежат заготовленные шпалы и рельсы, и стальной тонкой лентой залегла первая сотня верст проложенного пути. Это сегодня.
А лет через 5 прочно ляжет по степям и склонам Тянь - Шаня новая дорога, чтобы к 1940 году превратиться в великую железнодорожную магистраль Сибирь - Туркестан.
И оживут тихие, безлюдные степи. В этой стране стад, круглых юрт, шашлыка и колыхающейся, нетронутой травы появятся угольные шахты, серебро - свинцовые рудники, золото, промышленные предприятия. Потому что углем, золотом, свинцом и серебром богат Казахстан. Потому что только из - за отсутствия железной дороги, а не из - за бедности земельных закромов, лопались и разрушались стихийно зарождавшиеся здесь прежде предприятия.
Вдоль новой дороги задымят трубы заводов по переработке продуктов животноводства, утилизации костей и других отбросов для удобрения, чтобы пойти на хлопковые плантации Туркестана. Начнется сбор конины, волосами шерсти, чтобы через северную Карскую экспедицию уйти на английский рынок.
Короче говоря - весь почти мертвый
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.