Враг в штатском

Б Н| опубликовано в номере №85, сентябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вопрос о шпионаже всплыл в самом недавнем времени на поверхности международных отношений. Целый ряд судебных процессов над тайными агентами иностранных государств прокатился по СССР. Шпионаж скрытым пульсом бьется под покровом современной дипломатии. Тайная разведка - это оружие, направленное против всех, так как в мире капиталистических хищников сегодняшний друг может стать первым врагом; это - вражий глаз, который ощущают на себе дипломаты всех капиталистических государств даже в момент самых дружелюбных рукопожатий.

В годы лихорадочной подготовки к войне шпионы целыми стаями просачиваются в поры государств, как особый вид бактерий, предвещающих тяжелую болезнь.

И в наши дни, когда все капиталистические страны ощетинились против первого пролетарского государства, каким является наш СССР, мы на каждом шагу чувствуем напряженную работу этого тайного шпионского механизма. А искусство шпионажа, особенно после мировой войны, достигло высокого совершенства и прямо - таки научной точности. Неосведомленному человеку трудно даже представить себе те хитрости, которые пускаются в этом деле. Интереснейшие факты из опыта мировой войны сообщает В. Николаи - начальник разведывательного управления германского командования - в своей книге «Интернациональный шпионаж и борьба с ним во время мировой войны и в настоящее.

В начале войны.

Полковник Николаи не очень хотел бы опубликовывать данные о германской разведке, он всячески старается ограничиться сообщениями о коварной работе противника (Антанты), однако, невзначай, между двумя главками, он как бы проговариваясь, сообщает, например такой факт «Беспрерывные политические кризисы предвоенной эпохи были для молодой (со времен Бисмарка - Б. Н.) германской военной разведки хорошей школой. Дислокация (т. - е. расположение) русской и французской армий, их вооружение, подготовка и снаряжение, строение и система крепостей и стратегической сети железных и шоссейных дорог, равно, как и предполагаемые наступления обеих армий (т. - е. все важнейшие решающие сведения! - Б. Н.), были к началу мировой войны генеральному штабу известны».

В последние 24 часа мира генеральный Штаб знал, таким об что нужно было знать для войны.

«Наступление войск и первые операции мировой войны, - говорит в другом месте Николаи, - происходили на основании предварительных работ мирного времени... Выступление германской армии происходило настолько планомерно, что прусский военный министр генерал фон - Фалькенгейм - выразился, что он может, собственно говоря, уйти в отставку... Разведка вновь приобрела свое значение, когда фронты застыли, и появилась уверенность в многолетнем характере мировой войны»...

И тогда особое значение приобрела разведка на западном фронте и в нейтральных странах. Здесь «тайные силы» развернулись во всей их многогранности и сложности.

Кто только не шпион!

Паутиной шпионажа был заткан, буквально, весь мир, и нити этой паутины тянулись из тылов и нейтральных стран, через фронты и океан. Часовая фабрика со специальным штатом коммивояжеров - шпионов в Бевильяре, школа иностранных языков в Берне правление пароходной линии в Роттердаме, биржи, служащие международного общества спальных вагонов, дезертиры, попы, офицеры авантюристы, коммерсанты, англичане, бразильцы, шведы, бельгийцы - кого - кого только не было здесь!...

О том, как работали агенты, дают представление следующие факты, приводимые Николаи:

«Каждое попадание наведенного на Париж гигантского орудия - знаменитой «Берты» - становилось точно известным через 24 часа, так что через посредством разведки была возможна как бы артиллерийская наводка...»

«Прибытие американцев бывало всегда известно задолго до их выступления на фронт». Как же пересылались эти сведения?

«В 1917 году германский почтовый контроль установил, что на газетах, шедших из Германии в Швейцарию, сообщались химическими чернилами чрезвычайно важные шпионские сведения. - Первая перехваченная почта была за № 79, т. - е. 78 сообщений уже попали в руки врага» - сообщает в одном месте Николаи. На голландской границе немцы устроили тройные высокие проволочные заграждения. Средний ряд был в особо опасных местах заряжен электротоком высокого напряжения. И все же агенты Антанты переходили их с помощью изолированных резиновых лестниц, одеваясь в резиновые сапоги и перчатки и т. д. Почти ежедневно, - говорит Николаи, - находили мертвых агентов, убитых током при неудачных попытках перебраться через заграждения.

Обезвредить неприятельскую агентуру полностью нельзя было. Надо было их, в таком случае, обмануть. И вот: «Многочисленные транспорты, шедшие с западного фронта на подкрепление австрийскому, направлялись сначала на север... и лишь в пределах фронтовой полосы получали свое окончательное направление. Впервые было применено это весной 1916 г. во время подготовки к прорыву русского фронта в Галиции... Успех был полный... Русские были засти гнуты врасплох. Прорыв передал в наши руки Галицию...»

Борьба «черта» с «дьяволом»

С «дьяволом» - разведкой вел организованную борьбу «черт» - контр - разведка. «Коллекция контр - разведки, - говорит Николаи, - содержала образцы сказочной изобретательности и упорной работы».

- Раньше всего почта. Здесь шла борьба между химическими чернилами и проявителем. В этой борьбе победу одержали проявители. Невозможно было изобрести такие чернила, проявление которых было бы невозможно. Однако, разведка одержала победу на другом участке: нельзя было изобрести такой состав для зачеркивания написанного, который был бы безусловно надежным в смысле несмываемости».

Контр - разведкой были обнаружены документы, буквально, ничем не отличавшиеся от подлинных, и все же они были поддельными во всех отношениях. И здесь Николаи не без иронии замечает:

«Наука придумала для контр - разведки клей, который не давал возможности отклеить фотографию. В ответ на это разведка изобрела способ, с помощью которого изображенное на карточке уничтожалось... и новое изображение отпечатывалось на месте старого, - все это проделывалось, не отклеивая карточки».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены