Все увеличивающаяся работа транспорта требует миллионы пудов рельс, десятки тысяч новых вагонов, сотни локомотивов. Значит - миллионы тонн металла должны быть срочно отпущены транспорту.
Электрификация тоже исключительно остро нуждается в развитии металлургии, особенно «цветной», потому что при том ничтожном количестве меди, которое теперь добывается, мы не можем электрифицировать нашу страну и развернуть электропромышленность.
С легкой - промышленностью и особенно с ее самой основной отраслью - текстильной - дело обстоит, пожалуй, еще острее: она не в силах развернуться, не получая достаточного количества металлических изделий, новых машин и станков.
А параллельно со всем этим оживает и строительство городов. Уже в 1924/25 г. впервые в программе металлопромышленности заметное место начало занимать производство строительных балок. Теперь же подобного рода заказы выросли в несколько раз.
Вот короткий перечень неотложных требований к металлопромышленности со стороны нашего народного хозяйства.
Как справляемся мы с этими требованиями сейчас? Что сделал в металлургии наш теперешний 1927 год?
Ценой громадного напряжения наша металлургия уже достигла довоенных размеров. Но наша работа в этой области не ограничивается чисто восстановительным процессом. Если царская Россия не знала целого ряда производств, изделия которых ввозились целиком из - за границы (например, оборудование текстильных фабрик и нефтяной промышленности, мощные моторы, авто и авиастроения), то мы в настоящее время не можем продолжать линию такой зависимости от иностранного капитала и на ряду с производством, установившемся еще в довоенное время, энергично развиваем работу по постановке новых производств.
Возьмем хотя бы совершенно новое для нас текстильное машиностроение. Уже в 1924 году наши заводы сумели полностью овладеть производством сменных ответственных деталей к существующим машинам, и перешли к производству целых машин. В настоящее же время полным ходом идет изготовление ткацких станков и основных прядильных машин - ватера, банкоброши, чесальной машины.
Еще более яркие результаты достигаются в области авиационной промышленности. Она зародилась в самые тяжелые годы и тем не менее твердо и крепко стоит на ногах. Уже в 1924 году ее заводы начали переходить от серийного к массовому производству не только моторов, но и самолетов, которые по своей конструкции и прочности не уступают заграничным.
Таким же новым производством является для нас и авто - строение, которое до последних лет не прививалось в России. И только в 1924году, после преодоления исключительных трудностей, удалось на московском заводе «АМО» построить автомашины - первые не только в СССР, но и в довоенной России, полностью выработанные из русских материалов и на русских заводах.
Вот коротко то, чего достигли мы к нашему 1927 году.
Что же даст нам 1940 год.
Путь нашей металлургии с 1927 по 1940 год все тот же, что и с 1923 по 1927 г.
Расширение не только тех производств, которые были знакомы довоенной России, но и зарождение новых, постройка крупных металлургических заводов, оборудованных по последнему слову техники, и самая максимальная рационализация производства. Для того, чтобы здесь не было крупных промахов, чтобы заводы намечались в тех местах, где им быть надлежит, чтобы их проектирование шло правильно, в Ленинграде создан специальный научный институт, в работе которого принимают участие лучшие металлурги Союза, привлекая время от времени и заграничных инженеров. Задача этого института - проектировать новые заводы и предохранить советскую металлургию от досадных и дорогих ошибок.
Как же количественно будет расти наша металлургия? Здесь наиболее показательными будут цифры душевого потребления чугуна (т. - е. того количества его, которое приходится на душу населения).
До войны, в 1913 г., в России душевое потребление чугуна было всего на всего 1,8 пуда. К 1925 г. наша металлопромышленность еще не смогла поправиться от последствий разрухи, и малая цифра 1913 года упала еще ниже - до 1,1 пуда на человека. Но она уже упрямо росла все выше и выше, чтобы к 1930 г. вырасти до 2,3 пуда на человека, а через 15 лет, к 1940 г., достигнуть 4,1 пуда. Это значит, мы что вы растем «в чугунном отношении» к 1940 году более, чем в 2 раза по сравнению с довоенной нормой.
Но это значит и еще кое - что. Это значит, что на наших текстильных заводах будут наши машины, на наших электростанциях - наш и турбины, на наших дорогах - н а ш и паровозы и автомобили, на наших полях - наши тракторы, а над ними, в воздухе - наши собственные самолеты, которые уже успели показать свою выносливость и выдержку.
Это значит, что СССР действительно «станет металлическим», как мечтал об этом покойный Ф. Дзержинский.
И, наконец, последний вопрос: хватит ли нам сырья для такого размаха?
Металлургии в ее основе нужны руда и топливо. О топливе речь будет впереди, а для руды - вот цифры. По самым скромным, явно невыгодным для нас и преуменьшенным подсчетам мы обладаем, по крайней мере, 400 - 500 миллиардами пудов руды - цифра, вполне достаточная для того, чтобы быть спокойным за сырьевую базу нашей металлургии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.