1940 год

П Лопатин| опубликовано в номере №85, сентябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что это?

Фантазия? Нет.

Пророчество? Нет.

Так что же?

План. И это далеко не одно и то же. Потому что фантазия и пророчество - от сердца, от воображения, часто от одного только желания увидеть то, что хочешь видеть. А план - от разума, от сухих вычислений, от арифметики. Арифметика же и разум всегда вернее и обычно скучнее сердца и воображения.

Значит - план, или по - теперешнему, по - официальному: «генеральный план реконструкции народного хозяйства на энергетической базе на ближайшие 10 - 15 л е т».

Длинно и мало понятно? Верно.

И, конечно, скучно? Нет, нет и нет!

Потому что этот план - не обычный план. Он ярче и занимательней любого романа. Он - блестящая, захватывающая поэма, которой еще не знал мир. Не знал, потому что только впервые теперь совершается то, что предвидят его арифметика и цифры.

Он говорит о великом строительстве социализма в первой стране, завоевавшей себе право на это строительство. И не только о восстановлении разрушенного в вихре войны и революции - потому что все это уже позади, - а именно о новом строительстве крепкого, как сталь, прочно сколоченного социалистического хозяйства громадной, полуторастамиллионной страны на новых, невиданных миру, основах, когда нет частновладельческих перегородок, а есть только единое народное хозяйство, раскинувшееся на 1/2, части земного шара.

Сухие цифры и вычисления, скучные экономические законы, мертвые карты, планы и диаграммы, - все это здесь оживает в захватывающую, величественную картину.

Мы 1927 года и мы 1940 года безгранично различны. Потому что между этими годами - то, о чем говорит генеральный план: 13 лет упорного нового строительства. Его нельзя охватить в одном очерке, как и нельзя детально рассказать о нем в толстом томе. Его можно дать здесь только в отдельных поверхностных картинах.

Железная смычка

Наш крайний юго-восток. Отроги скалистого, обрывистого Тянь-Шаня и безграничные, бескрайние степи Казахстана, те, что залегли сотнями верст между знойным солнечным Туркестаном и снежной, холодной Сибирью. Еще вчера здесь - кочующие юрты и стада, колыхающееся море травы, старые, веками освященные обычаи, тишина, бездорожье и обрывистый безлюдный горный кряж.

А сегодня - уже что - то новое, невиданное, что успело растревожить эти бескрайние степи, эти горные скалы.

Высоко в воздухе стрекочет серые самолеты: это инженеры аэросъемочной экспедиции с высоты сотен метров меряют и фотографируют землю, выглядывая удобный путь для новой, первой в этих краях, железной дороги. А внизу уже прошли партии изыскателей со своими трехногими нивелирами и красно - белыми рейками, уже суетятся сотни рабочих, серыми и черно - блестящими штабелями лежат заготовленные шпалы и рельсы, и стальной тонкой лентой залегла первая сотня верст проложенного пути. Это сегодня.

А лет через 5 прочно ляжет по степям и склонам Тянь - Шаня новая дорога, чтобы к 1940 году превратиться в великую железнодорожную магистраль Сибирь - Туркестан.

И оживут тихие, безлюдные степи. В этой стране стад, круглых юрт, шашлыка и колыхающейся, нетронутой травы появятся угольные шахты, серебро - свинцовые рудники, золото, промышленные предприятия. Потому что углем, золотом, свинцом и серебром богат Казахстан. Потому что только из - за отсутствия железной дороги, а не из - за бедности земельных закромов, лопались и разрушались стихийно зарождавшиеся здесь прежде предприятия.

Вдоль новой дороги задымят трубы заводов по переработке продуктов животноводства, утилизации костей и других отбросов для удобрения, чтобы пойти на хлопковые плантации Туркестана. Начнется сбор конины, волосами шерсти, чтобы через северную Карскую экспедицию уйти на английский рынок.

Короче говоря - весь почти мертвый

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены