7 ноября 1850 года началось расследование преступления до сих пор не раскрытого
1850 год.
В этот день московские газеты пестрели заголовками: «Купчиха-француженка тридцати пяти лет от роду зверски убита в Москве возле известного кладбища».
Версию убийства с целью ограбления полиция отмела сразу. Золотые серьги с бриллиантами в ушах жертвы остались нетронутыми, на изуродованных руках имелись дорогие кольца. В карманах женщины нашли связку ключей. В протоколе осмотра было отмечено, что вокруг горла убиенной имеется рана, размером около трех вершков. Рядом с телом обнаружен санный след. Дознаватели сделали вывод, что экипаж сначала свернул в сторону от ближайшей дороги, а затем повернул в белокаменную…
В результате этого убийства спустя несколько лет была написана трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Автор ее, Александр Сухово-Кобылин, и стал главным обвиняемым в процессе по факту смерти убитой дамы.
Род Кобылиных был весьма известным в Российской империи. В имении Сухово-Кобылиных в Тульской губернии от отца к сыну передавались старинные семейные реликвии, доказывающие, что предки играли весомую роль еще при дворе Иоанна Грозного.
Сам же Александр Васильевич Сухово-Кобылин считался в обществе человеком весьма противоречивым. Крупный помещик и властный барин никогда не назначал старост-россиян, у него на этих должностях были исключительно иностранцы. Не жалея денег, он выписывал из заграницы самые передовые орудия производства. И при этом был ярым противником отмены крепостного права. А еще слыл сердцеедом, этаким светским львом. Вдобавок, был крестником будущего императора Александра II.
В юности он получил великолепное образование в Гейдельбергском университете. Прослушав курс, Александр, нисколько не нуждаясь в деньгах, взял и махнул в Париж – а куда еще мог отправиться молодой российский повеса? Именно там, будучи в гостях, он и увидел юную, весьма симпатичную парижанку. Сначала, как и полагается, были тосты за прелестных французских женщин и блистательную столицу Франции, а потом - пошло-поехало… Начался бурный роман с обещаниями безбедной жизни в первопрестольной и создания небольшого, но собственного женского бизнеса, но… с обязательным условием – французская пассия никогда не будет настаивать на официальном оформлении их отношений. То есть замужество с госпожой Луизой-Симон де Манш, именно так звали двадцатилетнюю парижанку, было делом совершенно невозможным.
Год спустя любовница перебралась в Россию и поселилась в одном из особняков, принадлежащих семье Кобылиных. Хотя, не будучи даже невестой, Луиза не могла появляться со своим благодетелем в тамошнем обществе, все остальное она получила, согласно их договоренности. Жила в свое удовольствие, в полном достатке и любви.
Шло время. У богатого ловеласа появлялись новые дамы сердца – как человек азартный, Александр позволял себе увлекаться каждой второй красавицей, если не первой. Однако, вдоволь нагулявшись, неизменно возвращался к маленькой Луизе, не забывая при этом загладить вину ювелирными подарками. Они ругались и… мирились, клялись друг другу в любви и верности. Но, увы, все возвращалось на круги своя…
Кобылин выполнил свое обещание: выделил Луизе средства на открытие виноторгового и бакалейного магазинов. Но она не сумела справиться, и через некоторое время «бизнес» прогорел. Новоиспеченная московская купчиха Луиза Ивановна тихо и незаметно отошла от торговых дел, ввиду их полной скудости.
Тот же 1850 год.
Луиза слыла женщиной ревнивой до неприличия. Стоило ее избраннику выехать одному в свет (а выезжал он туда ежедневно), как купчиха мгновенно нанимала «лихача» и мчалась за ним вдогонку.
Однажды Кобылин был зван на ужин в один богатый московский особняк. Естественно, Луиза поехала следом. Она демонстративно стояла на снегу возле дома, всем своим видом показывая, что знает, где ее избранник, и пусть ему будет стыдно!
Хозяйка дома увидела ее в окне, сразу все поняла, позвала гостя и, нисколько не смущаясь, одарила его долгим и сладостным поцелуем. Затем снова резко повернулась к окну, однако внизу уже никого не было…
В сохранившихся архивах имеется запись, что и в тот роковой день убийства купчиха следила за Сухово-Кобылиным. На этот раз она наблюдала за домом, где обитала известная московская красавица Наталья Нарышкина. Любому терпению рано или поздно приходит конец. Дождавшись, когда слуги, дежурившие у парадных дверей, отлучаться по какой-то надобности, оскорбленная женщина ворвалась в дом…
Забытый роман малоизвестного писателя Петра Бабарыкина под названием «Без суда» рисует сцену «выяснения отношений» в полной мере и во всех красках.
А что же хозяйка дома? Ее ведь во время следствия можно было допросить, но… не прошло и пары дней после убийства, как госпожа Нарышкина спешно покинула пределы Российской империи . Перебралась в теплую и благополучную Францию, где вскорости состоялась ее помолвка, а затем и свадьба с не менее известным ловеласом – господином Александром-Дюма-младшим…
Но вернемся к расследованию убийства. На следующий день после инцидента в доме Нарышкиной Александр Васильевич с утра пораньше отправился к купчихе в гости. Служанка сообщила ему, что барынька как уехала накануне, так более не возвращалась. Сухово-Кобылин незамедлительно отправился к обер-полицмейстеру, но начальника городской полиции на месте не застал. Взялся планомерно объезжать все места, где мог пребывать глава данного ведомства, и, наконец, уже к вечеру столкнулся с ним в особняке купеческого собрания. С дрожью в голосе спросил, нет ли сведений о преступлении, совершенном над женщиной купеческого сословия и весьма привлекательной внешности? Чиновник был крайне удивлен подобным вопросом и ответил отрицательно. (На тот момент тело убитой женщины еще не было обнаружено.
Кстати сказать, позже такое странное поведение Сухово-Кобылина будут ставить ему в вину при расследовании.)
День спустя отчаявшийся дворян добился приема у генерал-губернатора, графа Закревского и вручил ему официальное заявление о пропаже своей горячо любимой содержанки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
6 декабря 1958 родился актер Александр Балуев
10 ноября 1623 года родилась Анна де Ланкло (фр.Ninon de Lenclos)
22 января 1788 родился Джордж Гордон Байрон
11 апреля 1880 года родился Михаил Михайлович Фокин
14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, известная также как «Королева Марго́»