Образу Музы в четверостишии Пушкина сопутствуют такие три образа:
1. Колыбель.
2. Пленительные напевы.
3. Свирель, забытая Музой в пеленках поэта.
Некрасов подхватывает у Пушкина все эти три образа, один за другим, чтобы ими характеризовать – по контрасту – свою плебейскую, бунтарскую Музу. Тихо качать колыбель – к этому она неспособна! Нет, она сотрясает колыбель, как безумная, в припадке отчаянной ярости:
«Предавшись дикому и мрачному веселью, Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!»
Пленять его сладчайшими напевами – к этому она тоже не склонна. У нее напевы иные:
«Она певала мне – и полон был тоской, И вечной жалобой напев ее простой».
И чтобы не было сомнений, что здесь он противопоставляет свою Музу именно пушкинской Музе, он напоминает читателю о той самой свирели, которую она оставила Пушкину:
«Слетая с высоты, младенческий мой слух Она гармонии волшебной не учила, В пеленках у меня свирели не забыла...»
Словам, каждому светлому образу, входящему в четверостишие Пушкина, Некрасов противопоставляет свой собственный – мрачный, некрасовский, пылающий мстительной ненавистью.
Это стало у него системой. В поэме «Несчастные», желая изобразить Петербург, он в первых же строках своего описания указывает, что его Петербург – антипушкинский.
Вспоминая те строки из «Медного всадника», где Пушкин восхищается стройностью и строгостью «военной столицы», узором ее чугунных оград, громадами ее пустынных улиц, Некрасов хоть и заявляет вначале, что он – очарованный «сладкострунной» поэзией Пушкина – отнюдь не собирается с ним спорить, но спорит, и спорит упорно. Спорит не словами, но образами:
«О город, город роковой!
С певцом твоих громад красивых,
Твоей ограды вековой,
Твоих солдат, коней ретивых
И всей потехи боевой,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Об исполнении «Евгения Онегина» А. С. Пушкина