В этом новом отделе «Смены» будут разъясняться иностранные слова, наиболее часто употреблявшиеся газетами в течение истекшего месяца. Зачастую смысл этих слов бывает не вполне ясен для молодых читателей.
Просим читателей направлять в редакцию отзывы о материале, помещаемом в этом новом отделе, а также сообщать о тех словах, разъяснение которых вы хотели бы найти в нашем словаре.
Так называется особая премия, присуждаемая ежегодно за важнейшие открытия в области физики, химии, медицины и физиологии, а также за лучшее художественное произведение и за деятельность по укреплению мира. Премия названа нобелевской по имени ее учредителя - шведского инженера-самоучки Альфреда Нобеля (1833 - 1896), работавшего над применением взрывчатых веществ, в частности нитроглицерина, и в процессе этих работ изобретшего динамит. Это изобретение принесло Нобелю колоссальные доходы.
Все свое состояние, нажитое на сделанном им изобретении (19 миллионов рублей золотом), Альфред Нобель завещал на выдачу пяти ежегодных премий. Каждая премия составляет около 20 тысяч рублей на наши деньги (8 тысяч фунтов стерлингов).
Как мы уже указывали, одна из премий присуждается за «пропаганду мира между народами», за деятельность, ведущую к упразднению или сокращению постоянных армий и т. п.
Эту премию буржуазные пацифисты считают следствием «раскаяния» Нобеля, изобретателя одного из наиболее смертоносных средств ведения войны.
В то время как кандидатуры на получение премий в области точных наук обычно являются более или менее бесспорными, кандидатуры на получение премий мира и литературной премии бывают в высшей степени спорны и обычно отражают политические мнения и взгляды тех лиц, которые эту премию присуждают. С 1901 года четыре нобелевские премии присуждает шведская Академия наук, а пятую - премию мира - норвежский парламент.
Просматривая список лиц, которым была за 35 лет присуждена нобелевская премия по литературе, мы не найдем в нем таких имен, как Толстой или Горький. Зато налицо отнюдь не имеющие мирового значения писатели, вроде польского писателя Реймонта, шведа Гайденстама и других. Единственным русским писателем, награжденным нобелевской премией, явился белоэмигрант Бунин (в 1933 году), что само по себе характеризовало политические взгляды и художественные вкусы тех, кто эту премию присуждал.
Вот почему такой неожиданностью и даже вызовом прозвучало присуждение нобелевской премии мира в 1936 году известному антифашисту, немецкому журналисту и политическому деятелю Карлу Осецкому.
Положение являлось особенно острым еще и потому, что в момент присуждения премии Осецкий находился в заключении и даже не мог лично получить премии.
Осецкий известен как непримиримый антифашист, неоднократно разоблачавший тайные вооружения Германии и ее захватнические планы. Он был заключен в тюрьму по обвинению в «разглашении государственной тайны» еще до прихода фашистов к власти. После отбытия срока наказания и выхода из тюрьмы он был вновь схвачен фашистами и брошен в концлагерь. Присуждение нобелевской премия мира Осецкому является, таким образом, оглушительной пощечиной германскому фашизму. Фашистская печать так и расценила этот факт. Характерно, что национал-социалистские демагоги подняли страшную шумиху против присуждения премии Осецкому и сумели даже заставить выступить с протестом наследников Нобеля.
Накануне мировой войны 1914 - 1918 годов и особенно в первые годы этой войны в Соединенных штатах появились оркестры, в которых музыканты играли на необыкновенных инструментах самые причудливые в ритмическом и мелодическом отношении вещи. Эти оркестры назывались джазбандами.
Самый большой джазбанд насчитывал в то время не свыше 30 человек. Количество инструментов в джазбанде достигает максимально 36, причем обычно один музыкант играет на нескольких инструментах.
Какие инструменты входят в джаз? Наряду со скрипкой и роялем мы видим гитары-банджо, маленькие гармошки, саксафоны, трубы, ксилофоны и разнообразнейший набор ударных инструментов, именуемых по-английски коротким, но выразительным словом «трапе».
На музыку джаза оказали бесспорное влияние негритянские народные напевы, негритянская военная музыка.
Однако американцы и европейцы внесли в джаз немало своего. В ритмах джаза чувствуется «симфония» большого американского города.
Сильно сказалась в мелодиях джазовой музыки англосаксонская песня, несколько наивная и грубоватая.
В течение короткого времени «бацилла» джаза заразила всю буржуазную Европу. Не было ни одного дансинга, ресторана или попросту кабака, где нельзя было бы встретить джаз.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.