Лыжи – древнейший способ передвижения, но только в конце XIX века они получают спортивное значение.
Бег на лыжах за конем, за мотоциклом, автомобилем, аэросанями и даже самолетом... С каждым годом все расширяется область применения лыж. Уже изобретены лыжи для бега по пескам, а некто Роберт Хартунг недавно отправился из Парижа в оригинальное путешествие вокруг Франции – на лыжах, поставленных на ролики. Хартунг намеревается пройти свой путь в 80 дней.
Пожалуй, самой интересной и увлекательной разновидностью лыжного спорта являются прыжки с трамплина. Этот молодой вид спорта уже имеет тысячи своих энтузиастов.
Команда: «На старте!... Внимание!...» Вспыхивают красные молнии сигнальных флажков на пусковой площадке и у трамплина, завершающего головокружительный скат эстакады. За трамплином начинается бездна, провал, 50-метровая круча...
Лыжник соскальзывает со стартовой площадки и со все возрастающей скоростью мчится к трамплину. Сухой шорох лыж... Расстояние в 100 метров лыжник проходит в несколько секунд. У трамплина он делает толчок и, распластавшись в воздухе, летит с высоты 15-этажного дома. Он приземляется в 40, 50, 60 метрах от трамплина, молнией скользит по отлогому скату и завершает путь крутым, эффектным поворотом в вихре радужной снежной пыли...
Впервые взобравшись на стартовую площадку, новичок испытывает совершенно нестерпимое чувство страха. Немногим удается сразу подавить это чувство и сделать прыжок по первой команде инструктора. Один студент московского Института физкультуры трижды приходил на трамплин и только на четвертый день судорожным усилием воли заставил себя сделать шаг вперед. Этот шаг решает все – лыжник теперь «приговорен к прыжку».
Прыгуны с трамплина – фанатики: они влюблены в этот вид спорта, превращающий человека в птицу. Скорость полета достигает 22 метров в секунду – на 4 метра больше скорости полета почтового голубя. Правда, лыжники добиваются еще больших скоростей. Рекордсмен обфартлауфа Госперл показал в Инсбруке часовую скорость 136,3 километра, что составляет 40 метров в секунду. Но полет в воздухе по остроте даваемых ощущений нельзя сравнивать с самым быстрым спуском с горы.
Сопротивление воздуха ощущается прыгуном как своеобразная «воздушная подушка». Опираясь на эту подушку, можно изменять траекторию и направление полета.
Порыв ветра бросил однажды лучшего прыгуна мира, норвежца Биргера Рууд, в сторону от горы приземления. Прыгуну угрожала неминуемая опасность свалиться на зрителей, стоявших по сторонам горы. Помогла «воздушная подушка»: переменив положение рук и туловища, Рууд изменил направление полета и приземлился благополучно.
Научиться управлять полетом посредством «воздушной подушки» нелегко и удается только после длительной тренировки. В совершенстве овладевает этим искусством наш молодой прыгун Константин Крылов из спортивного общества «Локомотив». Крылов уже научился располагаться в воздухе с полнейшим комфортом.
Существуют два стиля прыжков: баллистический и аэродинамический. В баллистическом полете спортсмен резко отталкивается от трамплина вверх, летит в строго прямой стойке и только перед приземлением вращением рук добивается некоторого наклона. Аэродинамический стиль труднее, но зато дает значительное удлинение прыжка. Прыгун делает на трамплине толчок вперед и вверх, наклоняется и летит, распластавшись на удобной «воздушной подушке». Совершенно исключительный наклон делает, например, мастер аэродинамического стиля австриец Грегор Холл. Он пролетел 89 метров, сохраняя почти параллельное земле положение корпуса.
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ТРАМПЛИН
Первый трамплин в Москве был построен только в 1932 году на Ленинских горах. Любопытная деталь московский трамплин обновили... дети. Законченная строительством огромная эстакада и крутая гора приземления дожидались официальной приемной комиссии и первых прыгунов. Когда комиссия на автомобилях прибыла, наконец, на Ленинские горы, трамплин оказался уже освоенным.
Десятки школьников, прикрепив к валенкам примитивные детские лыжи, с воинственным визгом скатывались с эстакады.
Костюм прыгуна должен не только согревать его, но и давать минимальное сопротивление в воздухе.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.