В таком исторически зазывном городе, как Иркутск, начинающим писателям немудрено было сбиться в артель. Но артель эта, или Стенка, как называли себя мы после знаменательного Читинского семинара с легкой руки Александра Валентиновича Вампилова, образовалась немеханическим путем. Мы собрались в Стенку по душевной потребности, стараясь помочь друг другу в пути. И первые произведения создавались на глазах друг друга. Порой на общих веселых сходках обсуждался замысел, читались готовые куски, а то и все написанное.
Вспоминается, как мы сходились в Рабочем предместье на квартире у Глеба Пакулова. Глеб, широкий, костистый, монголистый техник-геофизик, готовился к очередному полевому сезону. Мебели у хозяина не было. На полу были разостланы спальные мешки, а посредине стояла пишущая машинка «Ундервуд», спасенная из металлолома.
Мы ставили возле машинки несколько бутылок пива, баночку ельцовой икры и буханку хлеба.
– Сегодня сочиняем рассказ в честь уходящего в поле геофизика! – объявлял напористый журналист Юлий Файбышенко и обводил весь крут лучащимися стеклами очков. – Саша, начинай!
И Александр Вампилов, заводила в таких случаях, раскручивал импровизацию на тему таежной жизни. Хозяин постукивал на машинке, прихлебывая пиво из походного котелка. Остальные, похохатывая, подавали реплики.
«Федька Хряк вылез из палатки, почесал волосатую грудь, и тайга застонала, будто живая.
– Ого-го! – загремел Федька, приставив лапищи ко рту. – Не забуду мать родную-ю-ю!
Гольцы, тайга и хмурая падь отозвались печальным эхом:
– Нет счастья в жизни!
Федька удивленно вскинул голову и увидел клин журавлей, курлычущих под облаками».
– Стоп, ребята, стоп! – прервал сочинение энергичный Вячеслав Шугаев. – Слабо получается. Не слышно хруста, хрипа и скрипа!
И мы дружно задышали, приканчивая таежную историю, где в финале вершился суд скорый и правый над браконьером:
«Федька вбил свой кулак в нористый рот Чефириста, и оттуда полетели ржавые зубы, как зерна из кукурузного початка. А сам Чефирист свалился в улово, где его поджидал бревно-таймень, и только круги разошлись по воде».
– Вот это по-нашему, по-таежному, почти по-шишковски! – торжествовали мы, гулко хлопая друг друга по плечам. – В «молодежке» должны понять и принять...
– Полагаю, пробьем, – соглашался Вампилов с лукавой блеснинкой в зауженных своих глазах. – Нас же много, а редактор один.
Однако пробивания и более серьезных вещей длились порой годами. Так было, к примеру, с пьесой «Утиная охота», которая своеобразно начиналась и сложно писалась.
Как-то Александр услышал от геологов рассказ о шутливой проделке в одной из партий Бодайбинской экспедиции, камеральничающей в Иркутске. Геологи-полевики вообще отличались веселым нравом, многие знали наизусть «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка», и шутки друг над другом были в большом ходу.
А тут двое из камералыциков купили в ответ на очередной розыгрыш товарища похоронный венок и написали на ленте: «Дорогому Юрию Александровичу, сгоревшему на работе». Венок был отправлен в камералку живехонькому Юрию Александровичу.
Но ожидаемого дружного смеха не последовало. Все в камералке съежились, будто в теплое помещение ворвался ледяной ветер, а сам Юрий Александрович сказал в зловещей тишине:
– Ну, дошутились, друзья-товарищи... Так недолго дойти до полной прострации, парни...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Владимир Кириллин, заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, академик. Беседу ведет специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешков